Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 169

Ибо и
мышление и мысль присущи и тому, кто мыслит наихудшее. Так что если этого
надо избегать (ведь иные вещи лучше не видеть, нежели видеть), то мысль не
была бы наилучшим. Следовательно, ум мыслит сам себя, если только он
превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении. Однако совершенно
очевидно, что знание, чувственное восприятие, мнение и размышление всегда
направлены на другое, а на себя лишь мимоходом. И если, наконец, мыслить и
быть мыслимым не одно и то же, то на основании чего из них уму присуще
благо? Ведь быть мыслью и быть постигаемым мыслью не одно и то же. Но не
есть ли в некоторых случаях само знание предмет [знания]: в знании о
творчестве предмет - сущность, взятая без материи, и суть бытия, в знании
умозрительном - определение и мышление. Поскольку, следовательно,
постигаемое мыслью и ум не отличны друг от друга у того, что не имеет
материи, то они будут одно и то же, и мысль будет составлять одно с
постигаемым мыслью.

Кроме того, остается вопрос: есть ли постигаемое мыслью нечто
составное? Если да, то мысль изменялась бы, переходя от одной части целого к
другой. Но разве то, что не имеет материи, не неделимо? Так же как обстоит
дело с человеческим умом, который направлен на составное , в течение
определенного времени (у него благо не в этой или другой части [его
предмета], а лучшее, будучи чем-то отличным от него, у него-в некотором
целом), точно так же обстоит дело с [божественным] мышлением, которое
направлено на само себя, на протяжении всей вечности.



ГЛАВА ДЕСЯТАЯ



Надо также рассмотреть, каким из двух способов содержит природа
мирового целого благо и наилучшее - как нечто существующее отдельно и само
по себе или как порядок. Или же и тем и другим способом, как у войска? Ведь
здесь и в самом порядке - благо, и сам предводитель войска - благо, и скорее
даже он: ведь не он зависит от порядка, а порядок - от него. [В мировом
целом] все упорядочено определенным образом, но не одинаково и рыбы, и
птицы, и растения; и дело обстоит не так, что одно не имеет никакого
отношения к другому; какое-то отношение есть. Ибо все упорядочено для одной
[цели], но так, как это бывает в доме, где свободным меньше всего полагается
делать все, что придется; напротив, для них все или большая часть [дел]
определено, между тем у рабов и у животных мало что имеет отношение к общему
[благу], а большей частью им остается делать что приходится , ибо природа
каждого из них составляет такое начало. Всякому, по моему разумению,
необходимо занять свое особое место, и точно так же есть и другое, в чем
участвуют все для [блага] целого.

А какие несообразные или нелепые выводы получаются у тех, кто
высказывает иные взгляды, и каковы взгляды тех, кто высказывается более
тонко, и с какими связано меньше всего трудностей,- все это не должно
ускользнуть от нашего внимания.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz