|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 180 |
Равным образом пифагорейцы признают одно -
математическое - число, только не отделенное; они утверждают, что чувственно
воспринимаемые сущности состоят из такого числа, а именно все небо
образовано из чисел, но не составленных из [отвлеченных] единиц; единицы, по
их мнению, имеют [пространственную] величину. Но как возникла величина у
первого единого, это, по-видимому, вызывает затруднения у них.
Еще один говорит, что существует только первый род чисел как
чисел-эйдосов, а некоторые считают, что именно математические числа и есть
эти числа.
И подобным же образом рассматриваются линии, плоскости и тела. А
именно: одни различают математические [величины] и те, которые образуются
вслед
за идеями а из рассуждающих иначе одни признают математические предметы
и в математическом смысле, те именно, кто не делает идеи числами и отрицает
существование идей; другие же признают математические предметы, но не в
математическом смысле: по их мнению, не всякая величина делится на величины
и не любые единицы образуют двойку. А что числа состоят из единиц, это, за
исключением одних лишь пифагорейцев, утверждают все, кто считает единое
элементом и началом существующего. Пифагорейцы же, как сказано раньше ,
утверждают, что числа имеют [пространственную] величину. Таким образом, из
сказанного ясно, сколь различным образом можно говорить о числах, а также
что все высказанные мнения о числах здесь изложены. Так вот, все они
несостоятельны, только одни, быть может, в большей мере, нежели другие.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Итак, прежде всего надо рассмотреть, сопоставимы ли единицы или
несопоставимы, и если несопоставимы, то каким из двух разобранных нами
способов. Ведь, с одной стороны, возможно, что ни одна единица не
сопоставима ни с какой другой, а с другой стороны, что единицы, входящие в
самое-по-себе-двойку, не сопоставимы с единицами, входящими в
самое-по-себе-тройку, и что, таким образом, несопоставимы друг с другом
единицы, находящиеся в каждом первом числе.
Если все единицы сопоставимы и неразличимы, то получается
математическое число, и только оно одно, и в таком случае идеи быть [такими]
числами не могут. В самом деле, какое же это будет число -
сам-по-себе-человек или само-по-себе-живое существо или какой-либо другой из
эйдосов? Ведь идея каждого предмета одна, например, идея
самого-по-себе-человека - одна, и другая - идея самого-по-себе-живого
существа - тоже одна. Между тем чисел, подобных друг другу и
неразличимых,-беспредельное множество, и потому вот эта тройка нисколько не
больше сам-по-себе-человек, чем любая другая . Если же идеи не числа, то они
вообще не могут быть. В самом деле, из каких начал будут происходить идеи?
Число, [говорят], получается из единого и из неопределенной двоицы , и их
принимают за начала и элементы числа, но расположить идеи нельзя ни раньше
чисел, ни позже их.
|
|