Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 56

И
кроме того, есть причины по отношению друг к другу (так, занятие
трудом-причина хорошего самочувствия, а оно причина занятия трудом, но не в
одном и том же смысле а одно-как цель, другое-как начало движения) Далее,
одно и то же бывает иногда причиной противоположного, а именно то, что,
будучи в наличии, есть причина вот этого, мы иногда признаем причиной
противоположного, если оно отсутствует, например: причиной крушения
судна-отсутствие кормчего, присутствие которого было причиной его
сохранности, причем то и другое - и присутствие и отсутствие - суть причины
в смысле движущего.

Все только что указанные причины подпадают под четыре совершенно
очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все
такого рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода - все они
причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из
них суть причины как субстрата (например, части), другие-как суть бытия вещи
(таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, Врачеватель, советчик
и вообще то, что действует, - все это причины в смысле того, откуда начало
изменения или покоя. А остальные суть причины в смысле цели и блага для
другого, ибо "то, ради чего" должно быть наилучшим и целью для другого,
причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся
благе.

Итак, причины, отличные между собой по виду, таковы и их столько; что
касается разновидностей причин, то по числу их, правда, много, но если
представлять их в главных чертах, то и их будет меньше. В самом деле, о
причинах говорят в различных значениях, и среди самих причин одного и того
же вида одна по сравнению с другой бывает первичной или вторичной, например:
причина здоровья-Врачеватель и сведущий, причина октавы - отношение двух к
одному и число, и так всякий раз [общее], объемлющее какое-либо единичное.
Далее, причиной может быть и привходящее, и род его, например: причина
изваяния в одном отношении Поликлет, а в другом-ваятель, ибо быть Поликлетом
есть для ваятеля нечто привходящее; причина также то, что Объемлет
привходящее, например: причина изваяния-человек или также вообще живое
существо, потому что Поликлет человек, а человек-живое существо. И среди
этого привходящего точно так же одно бывает более отдаленной и более близкой
причиной, чем другое, например: если обозначают как причину изваяния
бледного и образованного, а не только Поликлета или человека. А помимо всех
этих причин и в собственном смысле, и причин привходящих говорят об одних
причинах как сущих в возможности, а о других - как сущих в действительности,
например: причина строительства дома - строитель дома [вообще] или
строитель, строящий этот дом. И сходно с упомянутыми смыслами можно будет
говорить и о причинах причин, например: причина вот этого изваяния, или
изваяния [вообще], или изображения вообще, и равнин образом вот этого куска
меди, или меди [вообще], или материала вообще; и точно так же о привходящих
причинах.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz