|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 92 |
Итак, совершенно очевидно, что какая-нибудь часть необходимо должна уже
быть, и именно материя есть такая часть, она находится в возникающем, и она
становится [чем-то определенным]. Но есть ли она и составная часть
определения? Ведь о том, что такое медные круги, мы говорим двояко: о
материи - говоря, что это медь, и о форме - говоря, что это такая-то фигура
(а фигура есть первый род, к которому принадлежит круг). Значит, медный круг
имеет и материю в своем определении.
А то, из чего как из своей материи нечто возникает, обозначают, когда
оно возникло, не ее именем, а именем, производным от нее; например, изваяние
называют не камнем, а каменным; человека же, который становится здоровым, не
называют по тому состоянию, из которого он становится здоровым; причина
здесь та, что хотя он становится здоровым из состояния лишенности и из
субстрата, который мы называем материей (так, например, здоровым становится
и человек и больной), однако больше говорят о возникновении из состояния
лишенности; например, здоровым становишься из больного, а не из человека,
поэтому здоровый называется не больным, а человеком, именно здоровым
человеком; в тех же случаях, где лишенность не очевидна и не имеет особого
имени, как, например, у меди отсутствие какой бы то ни было фигуры или у
кирпичей и бревен отсутствие [формы] дома, считается, что вещь возникает из
них, как там [здоровый возникал] из больного. А потому, так же как там
возникающую вещь не называют именем того, из чего она возникает, так и здесь
изваяние называется не деревом, а производным словом - деревянным и медным,
а не медью, каменным, а не камнем, и точно так же дом - кирпичным, а не
кирпичами, ибо если внимательно посмотреть, то нельзя даже без оговорок
сказать, что изваяние возникает из дерева или дом - из кирпичей, так как то,
из чего вещь возникает, должно при ее возникновении изменяться, а не
оставаться тем же. Вот по этой причине так и говорится.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Так как то, что возникает, возникает вследствие? чего-нибудь (так я
называю то, откуда возникновение берет свое начало) и из чего-то (это пусть
будет не Лишенность, а материя: мы уже установили, что мы под этим разумеем)
и становится чем-то (это-шар, круг или какая угодно другая вещь), то подобно
тому как не создается субстрат (медь), так не создается и шар [как таковой],
разве только привходящим образом, потому что медный шар есть шар, а
создается этот медный шар. Действительно, делать определенное нечто - значит
делать определенное нечто из субстрата как такового (holes). Я хочу сказать,
что делать медь круглой не значит делать круглое, или шар [как таковой], а
значит делать нечто иное, именно осуществлять эту форму в чем-то другом, ибо
если бы делали эту форму, ее надо было бы делать из чего-то другого - это
ведь было [у нас] принято (например, делают медный шар, и делают это таким
образом, что из этого вот, а именно из меди, делают вот это, а именно шар);
если же делали бы и самый шар, то ясно, что его делали бы таким же образом,
и одно возникновение шло бы за другим до бесконечности.
|
|