|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 170 |
Все [философы] выводят все из
противоположностей. Однако неправильно ни "все", ни "из противоположностей"
а как вещи будут получаться из противоположностей там, где противоположности
имеются, этого не говорят: ведь противоположности не могут испытывать
воздействия друг от друга. Для нас эта трудность устраняется естественно;
дело в том, что есть нечто третье. Между тем некоторые считают материю одной
из двух противоположностей, например те, кто противополагает неравное
равному и многое единому Но и это решается таким же образом, а именно:
материя, которая [каждый раз] одна, ничему не противоположна. Далее, [в этом
случае] все, кроме единого, было бы причастно дурному, ибо само зло есть
один из двух элементов. А некоторые не признают благо и зло даже за начала;
между тем начало всех вещей скорее всего благо. Что же касается тех, о ком
мы говорили выше , то они правы, утверждая, что благо есть начало, но в
каком смысле оно начало, они не говорят,- как цель ли, или как движущее, или
как форма.
Несостоятелен и взгляд Эмпедокла. Место блага занимает у него дружба,
но она начало и как движущее (ибо она единит), и как материя (ибо она часть
смеси). Но если даже одному и тому же случается быть началом и как материя,
и как движущее, то все же быть материей и быть движущим не одно и то же.
Так вот, по отношению к чему из них дружба есть начало? Нелепо также и
утверждение, будто вражда непреходяща, а ведь именно она составляет, [по
Эмпедоклу], природу зла.
С другой стороны, Анаксагор считает благо движущим началом, ибо движет,
по его мнению, ум. Но движет ум ради какой-то цели, так что эта цель - [уже]
другое [начало] (разве только это понимают так, как мы говорим, а именно:
врачебное искусство, [например], есть в некотором смысле здоровье) . Нелепо
также и то, что Анаксагор не предположил чего-то противоположного благу, т.
е. уму. А все, кто говорит о противоположностях, к противоположностям не
прибегают, если только этих [философов] не поправляют. И почему одни вещи
преходящи, другие непреходящи, этого никто не говорит: все существующее они
выводят из одних и тех же начал. А кроме того, одни выводят существующее из
не-сущего; другие же, дабы их не принуждали к этому, объявляют все одним .
Далее, почему возникновение вечно и в чем причина возникновения, об
этом не говорит никто. И для тех, кто предполагает два начала, должно быть
еще одно начало, более важное равным образом должно быть другое, более
важное начало для тех, кто принимает эйдосы, ибо на каком основании
[единичные вещи] были причастны или теперь причастны эйдосам? И всем другим
необходимо приходить к выводу, что мудрости, т. е. наиболее достойному
знанию, что-то противоположно, а для нас такой необходимости нет, потому что
первому ничего не противоположно. В самом деле, все противоположности имеют
материю, которая есть в возможности эти противоположности, а поскольку
[мудрости] противоположно неведение, оно должно было бы иметь своим
предметом противоположное, но первому ничего не противоположно.
|
|