Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 171



Далее, если помимо чувственно воспринимаемого не будет ничего другого,
то не будет ни [первого] начала, ни порядка, ни возникновения, ни небесных
явлений, а у каждого начала всегда будет другое начало, как утверждают те,
кто пишет о божественном, и все рассуждающие о природе. А если [помимо
чувственно воспринимаемого] существуют эйдосы или числа, то они ни для чего
не будут причинами, во всяком случае не для движения. И кроме того, каким
образом величина или непрерывное может возникнуть из того, что не имеет
величины? Ведь число не произведет непрерывного ни как движущее, ни как
форма . С другой стороны, из двух противоположностей ни одна не будет по
сути дела (hoper) ни действующей, ни движущей причиной: ведь такая причина
могла бы и не существовать. И во всяком случае ее деятельность была бы не
первее ее способности. Тогда, значит, не было бы вечных вещей. Но такие вещи
есть. Значит, какое-нибудь из этих утверждений надо отвергнуть . И как это
сделать, у нас сказано . - Далее, благодаря чему числа или душа и тело, и
вообще форма и вещь составляют одно, об этом никто ничего не говорит; и
сказать это нельзя, если не согласиться с нами, что одним делает их движущее
. А те, кто говорит , что математическое число - первое и за ним все время
следуют другие сущности, а начала у них разные, делают сущность целого
бессвязной (ибо одного вида сущность, наличествует ли она или нет, ничем не
содействует другого вида сущности) и полагают множество начал. Между тем
сущее не желает быть плохо управляемым. "Нет в многовластии блага, да будет
единый властитель" .



* КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ *




ГЛАВА ПЕРВАЯ



Итак, что такое сущность чувственно воспринимаемых вещей - это было
сказано в сочинении о природе относительно материи и позже - относительно
сущности как деятельной сущности. А так как следует выяснить, существует ли
помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная
или нет и что же она такое, если существует, то прежде всего необходимо
рассмотреть высказывания других, чтобы нам, если они утверждают что-то
неправильное, не впасть в те же самые ошибки, и, если какое-нибудь учение у
нас обще с ними, чтобы мы не досадовали на себя одних: ведь надо быть
довольным, если в одних случаях утверждают лучше, чем другие, а в других -
по крайней мере не хуже.

По этому вопросу существуют два мнения, а именно: некоторые говорят,
что математические предметы (например, числа, линии и тому подобное) суть
такие сущности, а с другой стороны, что таковы идеи. Но так как одни
объявляют такими сущностями два рода - идеи и математические числа, другие
же признают природу тех и других одной а еще некоторые говорят, что
существуют одни только математические сущности, то прежде всего надо
исследовать математические предметы, не прибавляя к ним никакой другой
природы, например не ставя вопрос, идеи ли они или нет, начала ли они и
сущности существующего или нет, а подходя к ним только как к математическим
- существуют ли они или не существуют, и если существуют, то как именно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz