|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 171 |
Далее, если помимо чувственно воспринимаемого не будет ничего другого,
то не будет ни [первого] начала, ни порядка, ни возникновения, ни небесных
явлений, а у каждого начала всегда будет другое начало, как утверждают те,
кто пишет о божественном, и все рассуждающие о природе. А если [помимо
чувственно воспринимаемого] существуют эйдосы или числа, то они ни для чего
не будут причинами, во всяком случае не для движения. И кроме того, каким
образом величина или непрерывное может возникнуть из того, что не имеет
величины? Ведь число не произведет непрерывного ни как движущее, ни как
форма . С другой стороны, из двух противоположностей ни одна не будет по
сути дела (hoper) ни действующей, ни движущей причиной: ведь такая причина
могла бы и не существовать. И во всяком случае ее деятельность была бы не
первее ее способности. Тогда, значит, не было бы вечных вещей. Но такие вещи
есть. Значит, какое-нибудь из этих утверждений надо отвергнуть . И как это
сделать, у нас сказано . - Далее, благодаря чему числа или душа и тело, и
вообще форма и вещь составляют одно, об этом никто ничего не говорит; и
сказать это нельзя, если не согласиться с нами, что одним делает их движущее
. А те, кто говорит , что математическое число - первое и за ним все время
следуют другие сущности, а начала у них разные, делают сущность целого
бессвязной (ибо одного вида сущность, наличествует ли она или нет, ничем не
содействует другого вида сущности) и полагают множество начал. Между тем
сущее не желает быть плохо управляемым. "Нет в многовластии блага, да будет
единый властитель" .
* КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ *
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Итак, что такое сущность чувственно воспринимаемых вещей - это было
сказано в сочинении о природе относительно материи и позже - относительно
сущности как деятельной сущности. А так как следует выяснить, существует ли
помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная
или нет и что же она такое, если существует, то прежде всего необходимо
рассмотреть высказывания других, чтобы нам, если они утверждают что-то
неправильное, не впасть в те же самые ошибки, и, если какое-нибудь учение у
нас обще с ними, чтобы мы не досадовали на себя одних: ведь надо быть
довольным, если в одних случаях утверждают лучше, чем другие, а в других -
по крайней мере не хуже.
По этому вопросу существуют два мнения, а именно: некоторые говорят,
что математические предметы (например, числа, линии и тому подобное) суть
такие сущности, а с другой стороны, что таковы идеи. Но так как одни
объявляют такими сущностями два рода - идеи и математические числа, другие
же признают природу тех и других одной а еще некоторые говорят, что
существуют одни только математические сущности, то прежде всего надо
исследовать математические предметы, не прибавляя к ним никакой другой
природы, например не ставя вопрос, идеи ли они или нет, начала ли они и
сущности существующего или нет, а подходя к ним только как к математическим
- существуют ли они или не существуют, и если существуют, то как именно.
|
|