|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 114 |
ГЛАВА ВТОРАЯ
А так как одни начала этого рода имеются в вещах неодушевленных, другие
- в одушевленных и в душе, причем у души - в ее разумной части, то ясно, что
и из способностей одни будут не основывающиеся на разуме, другие -
сообразующиеся с разумом. Поэтому все искусства и всякое умение творить суть
способности, а именно: они начала изменения, вызываемого в другом или в
самом обладающем данной способностью, поскольку он другое.
И одни и те же способности, сообразующиеся с разумом, суть начала для
противоположных действий, а каждая способность, не основывающаяся на разуме,
есть начало лишь для одного действия; например, теплое - это начало только
для нагревания, врачебное же искусство - для болезни и здоровья. Причина
этого в том, что знание есть уразумение, а одним и тем же уразумением
выясняют и предмет, и его лишенность, только не одинаковым образом, и в
некотором смысле оно имеет дело с тем и с другим, а в некотором смысле -
больше с действительно существующим; так что и такого рода знания хотя и
должны быть направлены на противоположности, но на одну - самое по себе, а
на другую - не самое по себе, ибо первую уразумевают как самое по себе, а
вторую - в известной мере привходящим образом, ибо противоположное [первой]
объясняют через отрицание и удаление; в самом деле, противоположное - это
основная лишенность, а она и есть удаление одной из обеих
противоположностей. И так как противоположности не существуют в одном и том
же, знание же есть способность уразумения, а душа обладает началом движения,
то в то время как полезное для здоровья вызывает только здоровье, способное
нагревать - только тепло и способное охлаждать - только холод, сведущий
же-то и другое. Ибо уразумение касается и того и другого, хотя не одинаково,
и находится в душе, обладающей началом движения; так что тем же началом душа
будет двигать то и другое, связывая их с одним и тем же. Поэтому способное к
уразумению действует противоположно (тому, как действует неспособное к
уразумению), ибо противоположности объемлются одним началом - разумом.
Ясно также, что способности делать или претерпевать надлежащим образом
сопутствует способность просто делать или претерпевать, но этой способности
первая - не всегда: ведь тот, кто делает надлежащим образом, должен также и
делать, но тот, кто просто делает, не обязательно делает и надлежащим
образом.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Некоторые, однако (например, мегарцы), утверждают, что нечто может
действовать только тогда, когда оно действительно действует, когда же не
действует, оно и не может действовать; например, тот, кто не строит дом, не
может строить дом, а это может [лишь] тот, кто его строит, когда он его
строит,- и подобным же образом во всех других случаях. Нелепости, которые
следуют отсюда для них, нетрудно усмотреть. Ведь ясно, что ни один человек в
таком случае не будет и строителем дома, если он сейчас дом не строит (ведь
быть строителем дома - значит быть в состоянии строить дом); и так же будет
обстоять дело и с другими искусствами.
|
|