Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 114






ГЛАВА ВТОРАЯ



А так как одни начала этого рода имеются в вещах неодушевленных, другие
- в одушевленных и в душе, причем у души - в ее разумной части, то ясно, что
и из способностей одни будут не основывающиеся на разуме, другие -
сообразующиеся с разумом. Поэтому все искусства и всякое умение творить суть
способности, а именно: они начала изменения, вызываемого в другом или в
самом обладающем данной способностью, поскольку он другое.

И одни и те же способности, сообразующиеся с разумом, суть начала для
противоположных действий, а каждая способность, не основывающаяся на разуме,
есть начало лишь для одного действия; например, теплое - это начало только
для нагревания, врачебное же искусство - для болезни и здоровья. Причина
этого в том, что знание есть уразумение, а одним и тем же уразумением
выясняют и предмет, и его лишенность, только не одинаковым образом, и в
некотором смысле оно имеет дело с тем и с другим, а в некотором смысле -
больше с действительно существующим; так что и такого рода знания хотя и
должны быть направлены на противоположности, но на одну - самое по себе, а
на другую - не самое по себе, ибо первую уразумевают как самое по себе, а
вторую - в известной мере привходящим образом, ибо противоположное [первой]
объясняют через отрицание и удаление; в самом деле, противоположное - это
основная лишенность, а она и есть удаление одной из обеих
противоположностей. И так как противоположности не существуют в одном и том
же, знание же есть способность уразумения, а душа обладает началом движения,
то в то время как полезное для здоровья вызывает только здоровье, способное
нагревать - только тепло и способное охлаждать - только холод, сведущий
же-то и другое. Ибо уразумение касается и того и другого, хотя не одинаково,
и находится в душе, обладающей началом движения; так что тем же началом душа
будет двигать то и другое, связывая их с одним и тем же. Поэтому способное к
уразумению действует противоположно (тому, как действует неспособное к
уразумению), ибо противоположности объемлются одним началом - разумом.

Ясно также, что способности делать или претерпевать надлежащим образом
сопутствует способность просто делать или претерпевать, но этой способности
первая - не всегда: ведь тот, кто делает надлежащим образом, должен также и
делать, но тот, кто просто делает, не обязательно делает и надлежащим
образом.




ГЛАВА ТРЕТЬЯ



Некоторые, однако (например, мегарцы), утверждают, что нечто может
действовать только тогда, когда оно действительно действует, когда же не
действует, оно и не может действовать; например, тот, кто не строит дом, не
может строить дом, а это может [лишь] тот, кто его строит, когда он его
строит,- и подобным же образом во всех других случаях. Нелепости, которые
следуют отсюда для них, нетрудно усмотреть. Ведь ясно, что ни один человек в
таком случае не будет и строителем дома, если он сейчас дом не строит (ведь
быть строителем дома - значит быть в состоянии строить дом); и так же будет
обстоять дело и с другими искусствами.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz