|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 106 |
А кроме того, то, что одно, не может в одно и то же
время быть во многих местах, между тем как общее многим бывает в одно и то
же время во многих местах; поэтому ясно, что ничто общее не существует
отдельно, помимо единичных вещей.
Что же касается тех, кто признает Эйдосы, то они отчасти правы,
приписывая им отдельное существование, раз они сущности, отчасти же неправы,
объявляя эйдосам единое во многом. Причина этого в том, что они не в
состоянии показать, каковы такого рода - непреходящие - сущности помимо
единичных и чувственно воспринимаемых. Так вот, они объявляют их
тождественными по виду с преходящими (эти-то сущности мы знаем), изобретают
"самого-по-себе-человека" и "самое-по-себе-лошадь", присоединяя к чувственно
воспринимаемым вещам слово "само-по-себе". Но хотя бы мы никогда и не видели
небесных светил, тем не менее они, думаю я, вечные сущности, помимо тех,
которые мы бы знали. А потому и в этом случае, хотя мы и не знаем, какие
есть [вечные сущности], но необходимо по крайней мере признать, что какие-то
сущности такого рода существуют. Таким образом, ясно, что ничто
высказываемое как общее не есть сущность и что ни одна сущность не состоит
из сущностей.
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ
Что необходимо подразумевать под сущностью и какова она, об этом скажем
снова, избрав для этого как бы другое начало: может быть, из того, что мы
скажем, станет ясно и относительно той сущности, которая существует отдельно
от чувственно воспринимаемых сущностей. Так вот, так как сущность есть
некоторое начало и причина, то разбор начнем отсюда. А причину "почему?"
всегда ищут так: почему одно присуще чему-то другому? В самом деле,
выяснять, почему этот образованный человек есть человек образованный,
значит, выяснять или сказанное, а именно почему этот человек образованный,
или нечто другое. Выяснять же, почему вещь есть то, что она есть, значит,
ничего не выяснять; ведь "что" и "есть" (я имею в виду, например, то, что
происходит затмение Луны) должны быть налицо как очевидные, [еще до
выяснения, почему это есть]; а что нечто есть само оно, для этого во всех
случаях имеется одно объяснение и одна причина, [например]: почему человек
есть человек или образованный есть образованный; разве что кто-нибудь
скажет, что всякая вещь неделима по отношению к самой себе, а это и значит
быть единым. Но это обще всем вещам и мало что говорит. Можно, однако,
спросить, почему человек есть такое-то живое существо. При этом, однако,
ясно, что не спрашивают, почему тот, кто есть человек, есть человек, а
спрашивают, почему одно присуще другому (а что оно присуще, это должно быть
ясно: ведь если не так, то нечего спрашивать). Например: почему гремит гром?
Это значит: почему возникает шум в облаках? Здесь действительно ищут, почему
одно присуще другому. И почему эти вот вещи, например кирпичи и камни,
составляют дом? Стало быть, ясно, что ищут причину.
|
|