Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 155

Что это так, подтверждается
наведением.

И то, что претерпевает изменение, изменяется или из одного субстрата в
другой субстрат, или из того, что не есть субстрат, в то, что не есть
субстрат, или из субстрата в то, что не есть субстрат, или из того, что не
есть субстрат, в субстрат (под субстратом я разумею здесь то, что выражено
утвердительной речью). Так что необходимо существуют три вида изменений, ибо
изменение из не-субстрата в не-субстрат не есть изменение: здесь нет ни
противоположностей, ни противоречий, потому что нет никакого
противопоставления. Изменение по противоречию, происходящее из не-субстрата
в субстрат, есть возникновение, причем если происходит изменение в
безотносительном смысле, то это возникновение в безотносительном смысле, а
если происходит изменение чего-то определенного, то это возникновение
чего-то определенного [1]; изменение же из субстрата в не-субстрат есть
уничтожение, при этом если происходит изменение в безотносительном смысле,
то и уничтожение в безотносительном смысле, а если изменение чего-то
определенного, то это уничтожение чего-то определенного. Так вот, если о
несущем говорится в нескольких значениях и не допускает движения ни
не-сущее, имеющееся из-за [неправильного] связывания или разъединения
[мыслей], ни не-сущее в смысле [сущего] в возможности, противолежащее сущему
вообще (правда, не-белое или не-благое все же может быть приведено в
движение привходящим образом: ведь не-белое - это может быть человек; но то,
что ни в каком смысле не есть определенное нечто, никак не допускает
движения, ибо несущее [как таковое] не допускает движения). Если это так, то
и возникновение не может быть движением, ведь возникает именно то, что [еще]
не есть: как бы ни считали его возникновение чем-то привходящим, однако
верно будет сказать, что тому, что возникает в безотносительном смысле,
присуще не-сущее. И то же можно сказать и о состоянии покоя. А к этим
затруднениям прибавляется и то, что все движущееся находится в каком-то
месте, не-сущее же не занимает места: ведь иначе оно было бы где-нибудь.
Несомненно, и уничтожение не есть движение, ибо движению противоположны
движение или покой, между тем уничтожение противоположно возникновению. А
так как всякое движение есть некоторое изменение, а изменений имеется три
указанных выше вида, и из этих изменений те, что относятся к возникновению и
уничтожению, не суть движения (это именно изменения по противоречию), то
движением необходимо признавать одно только изменение из одного субстрата в
другой субстрат. А субстраты либо противоположны друг другу, либо суть нечто
промежуточное, ибо лишенность также можно принять за противоположность и
может быть выражена утвердительной речью, например: голое, слепое, черное.



ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ



Если категории разделяются на сущность, качество, место, действие или
претерпевание, отношение и количество, то должно быть три вида движения: для
качества, количества и места.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz