|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 155 |
Что это так, подтверждается
наведением.
И то, что претерпевает изменение, изменяется или из одного субстрата в
другой субстрат, или из того, что не есть субстрат, в то, что не есть
субстрат, или из субстрата в то, что не есть субстрат, или из того, что не
есть субстрат, в субстрат (под субстратом я разумею здесь то, что выражено
утвердительной речью). Так что необходимо существуют три вида изменений, ибо
изменение из не-субстрата в не-субстрат не есть изменение: здесь нет ни
противоположностей, ни противоречий, потому что нет никакого
противопоставления. Изменение по противоречию, происходящее из не-субстрата
в субстрат, есть возникновение, причем если происходит изменение в
безотносительном смысле, то это возникновение в безотносительном смысле, а
если происходит изменение чего-то определенного, то это возникновение
чего-то определенного [1]; изменение же из субстрата в не-субстрат есть
уничтожение, при этом если происходит изменение в безотносительном смысле,
то и уничтожение в безотносительном смысле, а если изменение чего-то
определенного, то это уничтожение чего-то определенного. Так вот, если о
несущем говорится в нескольких значениях и не допускает движения ни
не-сущее, имеющееся из-за [неправильного] связывания или разъединения
[мыслей], ни не-сущее в смысле [сущего] в возможности, противолежащее сущему
вообще (правда, не-белое или не-благое все же может быть приведено в
движение привходящим образом: ведь не-белое - это может быть человек; но то,
что ни в каком смысле не есть определенное нечто, никак не допускает
движения, ибо несущее [как таковое] не допускает движения). Если это так, то
и возникновение не может быть движением, ведь возникает именно то, что [еще]
не есть: как бы ни считали его возникновение чем-то привходящим, однако
верно будет сказать, что тому, что возникает в безотносительном смысле,
присуще не-сущее. И то же можно сказать и о состоянии покоя. А к этим
затруднениям прибавляется и то, что все движущееся находится в каком-то
месте, не-сущее же не занимает места: ведь иначе оно было бы где-нибудь.
Несомненно, и уничтожение не есть движение, ибо движению противоположны
движение или покой, между тем уничтожение противоположно возникновению. А
так как всякое движение есть некоторое изменение, а изменений имеется три
указанных выше вида, и из этих изменений те, что относятся к возникновению и
уничтожению, не суть движения (это именно изменения по противоречию), то
движением необходимо признавать одно только изменение из одного субстрата в
другой субстрат. А субстраты либо противоположны друг другу, либо суть нечто
промежуточное, ибо лишенность также можно принять за противоположность и
может быть выражена утвердительной речью, например: голое, слепое, черное.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
Если категории разделяются на сущность, качество, место, действие или
претерпевание, отношение и количество, то должно быть три вида движения: для
качества, количества и места.
|
|