|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 84 |
А потому и нам надлежит
главным образом, прежде всего и, можно сказать, исключительно исследовать,
что такое сущее в этом смысле.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Очевиднее всего, как полагают, сущность присуща телам; поэтому мы
называем сущностями животных, растения и их части, а также природные тела,
такие, как огонь, вода и земля, и каждое тело этого рода, а также все то,
что есть часть их или состоит из них - либо из их частей, либо из всей
совокупности их, - например: небо и его части, звезды, Луна и Солнце. А
только ли они есть сущности или есть и другие, или же некоторые из этих и
[вместе с ними] другие, или ни одна из них, а какие-то другие-это следует
рассмотреть. Некоторые же полагают, что сущности - это пределы тела, такие,
как плоскость, линия, точка ...., и в большей мере они, нежели тело, т. е.
имеющее объем.
Далее, по мнению одних, помимо чувственно воспринимаемых вещей нет
такого рода сущностей; по мнению же других, имеются вечные сущности, более
многочисленные [по виду], и они сущее в большей мере; так, Платон считает
Эйдосы и математические предметы двумя родами сущности, третьим же -
сущность чувственно воспринимаемых тел А Спевсипп, исходя из единого,
признает еще больше сущностей и разные начала для каждой сущности: одно -
для чисел, другое - для величин, третье - для души; и таким образом он
увеличивает число видов сущности. Некоторые же утверждают, что природа
Эйдосов и чисел одна и та же, и из них следует остальное - линии и
плоскости, вплоть до сущности неба и чувственно воспринимаемых вещей.
Так вот, что по этому поводу говорится правильно и что не правильно и
какие есть сущности, имеются ли какие-нибудь сущности помимо чувственно
воспринимаемых или нет и как они существуют, а также есть ли помимо
чувственно воспринимаемых какая-нибудь отдельно существующая сущность и если
есть, то почему и как, или же никакой такой сущности нет, - все это надо
рассмотреть, определив сначала в общих чертах, что такое сущность.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О сущности говорится если не в большем числе значений, то по крайней
мере в четырех основных, ибо и суть бытия вещи, и общее, и род считают
сущностью всякой вещи, и наряду с ними четвертое-субстрат; а субстрат - это
то, о чем сказывается все остальное, в то время как сам он уже не
сказывается о другом. Поэтому прежде всего надо точно определить его, ибо в
наибольшей мере считается сущностью первый субстрат. А как такой субстрат в
одном смысле обозначается материя, в другом -форма (morphe) и в третьем -то
, что из них состоит. Под материей же я разумею, например, медь; под формой
- очертание - образ (schema tes ideas); под тем, что состоит из обоих, -
изваяние как целое. Так что если форма (eidos) первее материи и есть сущее в
большей мере, она на том же основании первее и того, что состоит из того и
другого.
Таким образом, мы сказали в общих чертах, что же такое сущность, а
именно: она то, что не сказывается о субстрате, но о чем сказывается все
остальное.
|
|