Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 84

А потому и нам надлежит
главным образом, прежде всего и, можно сказать, исключительно исследовать,
что такое сущее в этом смысле.




ГЛАВА ВТОРАЯ



Очевиднее всего, как полагают, сущность присуща телам; поэтому мы
называем сущностями животных, растения и их части, а также природные тела,
такие, как огонь, вода и земля, и каждое тело этого рода, а также все то,
что есть часть их или состоит из них - либо из их частей, либо из всей
совокупности их, - например: небо и его части, звезды, Луна и Солнце. А
только ли они есть сущности или есть и другие, или же некоторые из этих и
[вместе с ними] другие, или ни одна из них, а какие-то другие-это следует
рассмотреть. Некоторые же полагают, что сущности - это пределы тела, такие,
как плоскость, линия, точка ...., и в большей мере они, нежели тело, т. е.
имеющее объем.

Далее, по мнению одних, помимо чувственно воспринимаемых вещей нет
такого рода сущностей; по мнению же других, имеются вечные сущности, более
многочисленные [по виду], и они сущее в большей мере; так, Платон считает
Эйдосы и математические предметы двумя родами сущности, третьим же -
сущность чувственно воспринимаемых тел А Спевсипп, исходя из единого,
признает еще больше сущностей и разные начала для каждой сущности: одно -
для чисел, другое - для величин, третье - для души; и таким образом он
увеличивает число видов сущности. Некоторые же утверждают, что природа
Эйдосов и чисел одна и та же, и из них следует остальное - линии и
плоскости, вплоть до сущности неба и чувственно воспринимаемых вещей.

Так вот, что по этому поводу говорится правильно и что не правильно и
какие есть сущности, имеются ли какие-нибудь сущности помимо чувственно
воспринимаемых или нет и как они существуют, а также есть ли помимо
чувственно воспринимаемых какая-нибудь отдельно существующая сущность и если
есть, то почему и как, или же никакой такой сущности нет, - все это надо
рассмотреть, определив сначала в общих чертах, что такое сущность.




ГЛАВА ТРЕТЬЯ



О сущности говорится если не в большем числе значений, то по крайней
мере в четырех основных, ибо и суть бытия вещи, и общее, и род считают
сущностью всякой вещи, и наряду с ними четвертое-субстрат; а субстрат - это
то, о чем сказывается все остальное, в то время как сам он уже не
сказывается о другом. Поэтому прежде всего надо точно определить его, ибо в
наибольшей мере считается сущностью первый субстрат. А как такой субстрат в
одном смысле обозначается материя, в другом -форма (morphe) и в третьем -то
, что из них состоит. Под материей же я разумею, например, медь; под формой
- очертание - образ (schema tes ideas); под тем, что состоит из обоих, -
изваяние как целое. Так что если форма (eidos) первее материи и есть сущее в
большей мере, она на том же основании первее и того, что состоит из того и
другого.

Таким образом, мы сказали в общих чертах, что же такое сущность, а
именно: она то, что не сказывается о субстрате, но о чем сказывается все
остальное.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz