Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 199

Отсюда получается, что все
существующее, кроме одного - самого-по-себе-единого, - причастно злу, что
числа причастны более чистому злу, нежели [пространственные] величины , что
зло есть вместилище блага и что оно причастно пагубному [началу] и стремится
к нему, ибо одна противоположность пагубна для другой. И если, как мы
говорили, материя есть каждая вещь, сущая в возможности (например, для
действительного огня - огонь, сущий в возможности), то само зло будет благом
в возможности.

Все эти следствия получаются потому, что они признают то всякое начало
элементом, то противоположности - началами, то единое - началом, то числа -
первыми и отдельно существующими сущностями и эйдосами.



ГЛАВА ПЯТАЯ



Итак, если одинаково невозможно и не считать благо началом и считать
его началом указанным образом , то ясно, что начала и первые сущности
представлены при этом неправильно. Но неправильно понимает и тот, кто начала
мирового целого уравнивает с началом животных и растений на том основании,
что более совершенное всегда получается из неопределенного и несовершенного,
почему и утверждает, что и с первыми началами дело обстоит таким же образом,
так что само-по-себе-единое не есть даже нечто сущее.

На самом же деле и у животных и растений есть совершенные начала, из
которых они происходят, ведь человека рождает человек и семя не есть первое.
Нелепо также полагать, что место возникло одновременно с математическими
телами (ведь место принадлежит лишь единичным вещам, поэтому они отделимы
друг от друга по месту; математические же предметы не находятся в каком-либо
месте), и утверждать, что эти тела должны где-то находиться, но при этом не
сказать, что такое место.

Далее, тем, кто утверждает, что существующее возникает из элементов и
что первое из существующего - числа, следовало бы разобрать, какими разными
способами одно возникает из другого, и тогда уже говорить, каким именно
образом число возникает из начал.

Через смешение ли? Но не все допускает смешение, а возникающее [через
смешение] отлично [от своих элементов], и [тогда ] единое не существовало бы
отдельно и не было бы чем-то самосущим; между тем они этого хотят.

А может быть, через сложение, как слог? Но тогда должно быть и
положение [элементов], и тот, кто мыслит [число], должен будет единое и
многое мыслить отдельно. Тогда число будет вот этим - единицей и множеством
или единым и неравным.

И так как "быть из чего-то" - в одном смысле значит происходить из
того, что входит в состав вещи, а в другом нет, то каким из этих двух
способов получается число? Из чего-то как из своих составных частей
происходит лишь то, что подвержено возникновению. А может быть, число
происходит так, как из семени? Но невозможно, чтобы от неделимого что-то
отделилось. А может быть, как из противоположного ему, не сохраняющегося
[при его возникновении]? Но то, что так возникает, состоит и из чего-то
другого, что сохраняется.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz