|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 199 |
Отсюда получается, что все
существующее, кроме одного - самого-по-себе-единого, - причастно злу, что
числа причастны более чистому злу, нежели [пространственные] величины , что
зло есть вместилище блага и что оно причастно пагубному [началу] и стремится
к нему, ибо одна противоположность пагубна для другой. И если, как мы
говорили, материя есть каждая вещь, сущая в возможности (например, для
действительного огня - огонь, сущий в возможности), то само зло будет благом
в возможности.
Все эти следствия получаются потому, что они признают то всякое начало
элементом, то противоположности - началами, то единое - началом, то числа -
первыми и отдельно существующими сущностями и эйдосами.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Итак, если одинаково невозможно и не считать благо началом и считать
его началом указанным образом , то ясно, что начала и первые сущности
представлены при этом неправильно. Но неправильно понимает и тот, кто начала
мирового целого уравнивает с началом животных и растений на том основании,
что более совершенное всегда получается из неопределенного и несовершенного,
почему и утверждает, что и с первыми началами дело обстоит таким же образом,
так что само-по-себе-единое не есть даже нечто сущее.
На самом же деле и у животных и растений есть совершенные начала, из
которых они происходят, ведь человека рождает человек и семя не есть первое.
Нелепо также полагать, что место возникло одновременно с математическими
телами (ведь место принадлежит лишь единичным вещам, поэтому они отделимы
друг от друга по месту; математические же предметы не находятся в каком-либо
месте), и утверждать, что эти тела должны где-то находиться, но при этом не
сказать, что такое место.
Далее, тем, кто утверждает, что существующее возникает из элементов и
что первое из существующего - числа, следовало бы разобрать, какими разными
способами одно возникает из другого, и тогда уже говорить, каким именно
образом число возникает из начал.
Через смешение ли? Но не все допускает смешение, а возникающее [через
смешение] отлично [от своих элементов], и [тогда ] единое не существовало бы
отдельно и не было бы чем-то самосущим; между тем они этого хотят.
А может быть, через сложение, как слог? Но тогда должно быть и
положение [элементов], и тот, кто мыслит [число], должен будет единое и
многое мыслить отдельно. Тогда число будет вот этим - единицей и множеством
или единым и неравным.
И так как "быть из чего-то" - в одном смысле значит происходить из
того, что входит в состав вещи, а в другом нет, то каким из этих двух
способов получается число? Из чего-то как из своих составных частей
происходит лишь то, что подвержено возникновению. А может быть, число
происходит так, как из семени? Но невозможно, чтобы от неделимого что-то
отделилось. А может быть, как из противоположного ему, не сохраняющегося
[при его возникновении]? Но то, что так возникает, состоит и из чего-то
другого, что сохраняется.
|
|