Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 119

То, что из сущего
в возможности становится действительным через замысел, можно определить так:
оно то, что возникает по воле [действующего], если нет каких-либо внешних
препятствий; а там, у выздоравливающего, [возможность переходит в
действительность], когда нет никаких препятствий в нем самом; точно так же
дом в возможности: если ничто из того, что относится к нему, т. е. в
материале, не мешает этому материалу стать домом и нет ничего, что надо было
бы прибавить, или убавить, или изменить,- то это дом в возможности; и
одинаково обстоит дело и со всем остальным, у чего начало возникновения
находится вовне. А там, где начало возникновения имеется в самом
[возникающем], в возможности есть то, что при отсутствии каких-либо внешних
препятствий станет сущим в действительности через себя; например, семя еще
не есть человек в возможности (ему надо попасть во что-то другое и
преобразоваться). Когда же нечто благодаря тому, что оно имеет начало в
самом себе, оказывается способным перейти в действительность, оно уже таково
в возможности; а семя, как мы о нем говорили раньше, нуждается в другом
начале, подобно тому как земля не есть еще изваяние в возможности (ведь
только изменившись, она станет медью).

Когда мы о чем-то говорим, что оно не вот это, а из такого-то материала
(например, ящик не дерево, а деревянный и дерево не земля, а из земли, а
земля в свою очередь, если с ней так же обстоит дело, есть не что-то другое,
а из чего-то другого), тогда, по-видимому, всегда в возможности (без
оговорок) последующее. Так, например, ящик не земляной и не земля, а
деревянный, ибо дерево есть ящик в возможности, и оно материя ящика: дерево
вообще есть материя ящика вообще, а материя этого вот ящика - вот это
дерево. Если же есть нечто первое, о чем уже не говорится со ссылкой на
другое как о сделанном из этого другого, то оно первая материя; так,
например, если земля - из воздуха, а воздух не огонь, а из огня, то огонь -
первая материя, которая не есть определенное нечто. Ведь то, о чем
сказывают, т. е. субстрат, различают именно по тому, есть ли он определенное
нечто или нет; например, субстрат для состояний - это человек, т. е. тело и
душа, а состояния - это образованное, бледное (когда у кого-то имеется
образованность, он называется не образованностью, а образованным, и человек
- не бледностью, а бледным, также не хождением или движением, а идущим или
движущимся, подобно тому как выше говорилось о сделанном из какого-то
материала). Итак, там, где дело обстоит таким образом, последний [субстрат]
- сущность; а там, где это не так, а сказываемое есть некая форма и
определенное нечто, последний [субстрат] есть материя и материальная
сущность. Выходит, таким образом, что правильно то, что сделанное из чего-то
называется по материалу и по состояниям, ибо и то и другое есть нечто
неопределенное. Таким образом, когда надо говорить, что нечто есть в
возможности, и когда нет,- об этом сказано.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz