|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 201 |
Следовательно, не будет
числом огня 2х5хЗх6 и в то же время числом воды 2х3.
А если необходимо, чтобы все было связано с числом, то необходимо,
чтобы многое оказывалось одним и тем же, и одно и то же число - для вот этой
вещи и для другой. Так есть ли здесь число причина и благодаря ли ему
существует вещь или это не ясно? Например, имеется некоторое число движений
Солнца, и в свою очередь число движений Луны, и число для жизни и возраста у
каждого живого существа. Так что же мешает одним из этих чисел быть
квадратными, другим - кубическими, в одних случаях равными, в других -
двойными? Ничто этому не мешает, скорее необходимо [вещам] вращаться в этих
[числовых отношениях], если все связано с числом. А кроме того, под одно и
то же число могли бы подходить различные вещи; поэтому если для нескольких
вещей было бы одно и то же число, то они были бы тождественны друг другу,
принадлежа к одному и тому же виду числа; например, Солнце и Луна было бы
одним и тем же. Однако на каком основании числа суть причины? Есть семь
гласных, гармонию дают семь струн, Плеяд имеется семь, семи лет животные
меняют зубы (по крайней мере некоторые, а некоторые нет), было семь вождей
против Фив. Так разве потому, что число таково по природе, вождей оказалось
семь или Плеяды состоят из семи звезд? А может быть, вождей было семь,
потому что было семь ворот, или по какой-нибудь другой причине, а Плеяд семь
по нашему счету, а в Медведице - по крайней мере двенадцать, другие же
насчитывают их больше; и X, Ps, Z они объявляют созвучиями, и так как
музыкальных созвучий три, то и этих звуковых сочетаний, по их мнению, тоже
три, а что таких сочетаний может быть бесчисленное множество, это их мало
заботит (ведь GR также можно было бы обозначать одним знаком). Если же [они
скажут, что] каждое из этих сочетаний есть двойное по сравнению с остальными
[согласными], а другого такого звука нет, то причина здесь в том, что при
наличии трех мест [для образования согласных] в каждом из них один
[согласный] звук присоединяется к звуку S, и потому двойных сочетаний только
три, а не потому, что музыкальных созвучий три, ибо созвучий имеется больше,
а в языке больше таких сочетаний быть не может. В самом деле, эти философы
напоминают древних подражателей Гомера, которые мелкие сходства видели, а
больших не замечали. Некоторые же говорят, что таких сходств много,
например: из средних струн одна выражена через девять, другая - через
восемь, и точно так же эпический стих имеет семнадцать слогов, равняясь по
числу этим двум струнам, и скандирование дает для его правой части девять
слогов, а для левой - восемь; и равным образом утверждают, что расстояние в
алфавите от альфы до омеги равно расстоянию от самого низкого звука в
флейтах до самого высокого, причем у этих последних число равно всей
совокупной гармонии небес. И можно сказать, что никому бы не доставило
затруднения указывать и выискивать такие сходства у вечных вещей раз они
имеются и у вещей преходящих.
|
|