Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 201

Следовательно, не будет
числом огня 2х5хЗх6 и в то же время числом воды 2х3.

А если необходимо, чтобы все было связано с числом, то необходимо,
чтобы многое оказывалось одним и тем же, и одно и то же число - для вот этой
вещи и для другой. Так есть ли здесь число причина и благодаря ли ему
существует вещь или это не ясно? Например, имеется некоторое число движений
Солнца, и в свою очередь число движений Луны, и число для жизни и возраста у
каждого живого существа. Так что же мешает одним из этих чисел быть
квадратными, другим - кубическими, в одних случаях равными, в других -
двойными? Ничто этому не мешает, скорее необходимо [вещам] вращаться в этих
[числовых отношениях], если все связано с числом. А кроме того, под одно и
то же число могли бы подходить различные вещи; поэтому если для нескольких
вещей было бы одно и то же число, то они были бы тождественны друг другу,
принадлежа к одному и тому же виду числа; например, Солнце и Луна было бы
одним и тем же. Однако на каком основании числа суть причины? Есть семь
гласных, гармонию дают семь струн, Плеяд имеется семь, семи лет животные
меняют зубы (по крайней мере некоторые, а некоторые нет), было семь вождей
против Фив. Так разве потому, что число таково по природе, вождей оказалось
семь или Плеяды состоят из семи звезд? А может быть, вождей было семь,
потому что было семь ворот, или по какой-нибудь другой причине, а Плеяд семь
по нашему счету, а в Медведице - по крайней мере двенадцать, другие же
насчитывают их больше; и X, Ps, Z они объявляют созвучиями, и так как
музыкальных созвучий три, то и этих звуковых сочетаний, по их мнению, тоже
три, а что таких сочетаний может быть бесчисленное множество, это их мало
заботит (ведь GR также можно было бы обозначать одним знаком). Если же [они
скажут, что] каждое из этих сочетаний есть двойное по сравнению с остальными
[согласными], а другого такого звука нет, то причина здесь в том, что при
наличии трех мест [для образования согласных] в каждом из них один
[согласный] звук присоединяется к звуку S, и потому двойных сочетаний только
три, а не потому, что музыкальных созвучий три, ибо созвучий имеется больше,
а в языке больше таких сочетаний быть не может. В самом деле, эти философы
напоминают древних подражателей Гомера, которые мелкие сходства видели, а
больших не замечали. Некоторые же говорят, что таких сходств много,
например: из средних струн одна выражена через девять, другая - через
восемь, и точно так же эпический стих имеет семнадцать слогов, равняясь по
числу этим двум струнам, и скандирование дает для его правой части девять
слогов, а для левой - восемь; и равным образом утверждают, что расстояние в
алфавите от альфы до омеги равно расстоянию от самого низкого звука в
флейтах до самого высокого, причем у этих последних число равно всей
совокупной гармонии небес. И можно сказать, что никому бы не доставило
затруднения указывать и выискивать такие сходства у вечных вещей раз они
имеются и у вещей преходящих.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz