Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 150



Что же касается сущего в смысле истинного и в смысле случайного, то
первое основывается на сочетании в мысли и есть некоторое состояние в ней;
поэтому ищут начала не для этого рода сущего, а для того, что существует вне
[мысли] и отдельно; второе же - я имею в виду случайное - не необходимо, а
неопределенно; и причины его лишены всякой последовательности, и число их
неопределенно.

То, что возникает естественным путем или благодаря замыслу, возникает
ради чего-то. А стечение обстоятельств бывает, когда что-то из этого
произошло случайно. Ведь так же, как одно сущее существует само по себе,
другое - случайно, точно так же обстоит дело и с причиной. А стечение
обстоятельств - это случайная причина в том, что происходит по собственному
выбору ради чего-то. Поэтому стечение обстоятельств и замысел имеют
отношение к одной и той же области; ведь выбор не осуществляется без
замысла. А причины, по которым могло произойти то, что произошло по стечению
обстоятельств, неопределенны. Поэтому стечение обстоятельств люди не могут
заранее принимать в соображение, и оно причина случайная, а собственно
говоря, оно не причина ни для чего. Счастливое же или несчастливое стечение
обстоятельств бывает тогда, когда исход дела хороший или плохой; а успех или
неуспех - когда удача или неудача велика. И так как ничто случайное, или
привходящее, не может быть первее того, что существует само по себе, то и
его причины не первее. Если, таким образом, стечение обстоятельств и
самопроизвольность [4] были бы причиной мира, то [все же] ум и природа суть
как причина первее их.


ГЛАВА ДЕВЯТАЯ



Одно есть определенное нечто, или количество, или еще что-то из других
[родов сущего] только в действительности, другое - в возможности, иное - в
возможности и действительности. Движение же не бывает помимо вещей, ибо
изменение всегда совершается в отношении различных родов сущего, и нет
чего-либо общего для них, что не принадлежало бы ни к одному из этих родов.
Каждый [род сущего] всегда присущ двояким образом (например, "определенное
нечто" - это, с одной стороны, форма, с другой - лишенность ее, и точно так
же в отношении качества - одно есть белое, другое - черное, в отношении
количества - одно законченное, другое - незаконченное, в отношении
перемещения - одно вверх, другое вниз или одно легкое, другое тяжелое); так
что видов движения и изменения столько же, сколько и видов сущего [1] А так
как по каждому роду различается сущее в возможности и сущее в
действительности, то я под движением разумею осуществление сущего в
возможности как такового. Что мы говорим верно - это ясно вот из чего. Когда
то, что может строиться, поскольку оно есть то, что подразумеваем под
таковым, находится в осуществлении, оно строится, и это [2] есть
строительство. И то же можно сказать об обучении, лечении, хождении <и
катании>, прыгании, старении, созревании.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz