|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 150 |
Что же касается сущего в смысле истинного и в смысле случайного, то
первое основывается на сочетании в мысли и есть некоторое состояние в ней;
поэтому ищут начала не для этого рода сущего, а для того, что существует вне
[мысли] и отдельно; второе же - я имею в виду случайное - не необходимо, а
неопределенно; и причины его лишены всякой последовательности, и число их
неопределенно.
То, что возникает естественным путем или благодаря замыслу, возникает
ради чего-то. А стечение обстоятельств бывает, когда что-то из этого
произошло случайно. Ведь так же, как одно сущее существует само по себе,
другое - случайно, точно так же обстоит дело и с причиной. А стечение
обстоятельств - это случайная причина в том, что происходит по собственному
выбору ради чего-то. Поэтому стечение обстоятельств и замысел имеют
отношение к одной и той же области; ведь выбор не осуществляется без
замысла. А причины, по которым могло произойти то, что произошло по стечению
обстоятельств, неопределенны. Поэтому стечение обстоятельств люди не могут
заранее принимать в соображение, и оно причина случайная, а собственно
говоря, оно не причина ни для чего. Счастливое же или несчастливое стечение
обстоятельств бывает тогда, когда исход дела хороший или плохой; а успех или
неуспех - когда удача или неудача велика. И так как ничто случайное, или
привходящее, не может быть первее того, что существует само по себе, то и
его причины не первее. Если, таким образом, стечение обстоятельств и
самопроизвольность [4] были бы причиной мира, то [все же] ум и природа суть
как причина первее их.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Одно есть определенное нечто, или количество, или еще что-то из других
[родов сущего] только в действительности, другое - в возможности, иное - в
возможности и действительности. Движение же не бывает помимо вещей, ибо
изменение всегда совершается в отношении различных родов сущего, и нет
чего-либо общего для них, что не принадлежало бы ни к одному из этих родов.
Каждый [род сущего] всегда присущ двояким образом (например, "определенное
нечто" - это, с одной стороны, форма, с другой - лишенность ее, и точно так
же в отношении качества - одно есть белое, другое - черное, в отношении
количества - одно законченное, другое - незаконченное, в отношении
перемещения - одно вверх, другое вниз или одно легкое, другое тяжелое); так
что видов движения и изменения столько же, сколько и видов сущего [1] А так
как по каждому роду различается сущее в возможности и сущее в
действительности, то я под движением разумею осуществление сущего в
возможности как такового. Что мы говорим верно - это ясно вот из чего. Когда
то, что может строиться, поскольку оно есть то, что подразумеваем под
таковым, находится в осуществлении, оно строится, и это [2] есть
строительство. И то же можно сказать об обучении, лечении, хождении <и
катании>, прыгании, старении, созревании.
|
|