|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 113 |
Ибо "возможность" и "действительность" простираются не
только на находящееся в движении. Но, после того как мы скажем о возможности
в этом смысле, мы при определении действительности, или деятельности,
разъясним и другие значения возможности.
В другом месте мы уже разбирали, что "возможность", или "способность",
и "мочь" имеет различные значения. Оставим без внимания все то, что есть
способность только по имени. Ведь в некоторых случаях о ней говорится лишь
по некоторому сходству, как, например, в геометрии мы говорим о чем-то как о
способном и неспособном, поскольку оно некоторым образом есть или не есть
[такое-то]. А все способности, относящиеся к одному и тому же виду, суть
некоторые начала и называются способностями по их отношению к одной первой
способности, которая есть начало изменения вещи, находящееся в другом или в
ней самой, поскольку она другое. А именно: это, во-первых, способность
претерпевать как заложенное в самой претерпевающей вещи начало испытываемого
ею изменения, вызываемого другим или ею самой, поскольку она другое; это,
во-вторых, обладание невосприимчивостью к худшему и к тому, чтобы быть
уничтоженным чем-то другим или самой вещью, поскольку она другое, через
начало, вызывающее изменение. Во всех этих определениях содержится мысль о
первой способности. Далее, эти способности означают способности либо вообще
делать или претерпевать, либо делать или претерпевать надлежащим образом,
так что в мысли о них так или иначе содержатся мысли о способностях,
указанных раньше.
Итак, ясно, что в некотором смысле способность действовать и
претерпевать - одна (ибо нечто способно и потому, что оно само имеет
способность претерпевать, и потому, что другое способно претерпевать от
него), а в некотором она разная: ведь одна из них находится в претерпевающем
(ибо претерпевающее претерпевает - причем одно от другого - потому, что в
нем есть некоторое начало, а также потому, что и материя есть некоторое
начало: жирное воспламеняемо, и определенным образом податливое ломко, и
точно так же в остальных случаях, а другая - в действующем, например теплое
и строительное искусство: первое - в могущем нагревать, второе - в способном
строить. Поэтому, если в вещи то и другое от природы сращено, она сама не
претерпевает от самой себя, ибо она одна, а не разное. Равным образом и
неспособность и неспособное - это лишенность, противоположная такого рода
способности, так что способность всегда бывает к тому же и в том же
отношении, что и неспособность. А о лишенности говорится в различных
значениях. А именно: она означает, во-первых, что нечто чего-то не имеет;
во-вторых, что хотя чему-то свойственно иметь что-то от природы, однако оно
не имеет его - или вообще, или тогда, когда ему свойственно иметь его, при
этом либо определенным образом, например полностью, либо каким-нибудь
[другим] образом. В некоторых же случаях мы говорим о лишении тогда, когда
то, что от природы свойственно иметь, отнимается насильно.
|
|