Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 113

Ибо "возможность" и "действительность" простираются не
только на находящееся в движении. Но, после того как мы скажем о возможности
в этом смысле, мы при определении действительности, или деятельности,
разъясним и другие значения возможности.

В другом месте мы уже разбирали, что "возможность", или "способность",
и "мочь" имеет различные значения. Оставим без внимания все то, что есть
способность только по имени. Ведь в некоторых случаях о ней говорится лишь
по некоторому сходству, как, например, в геометрии мы говорим о чем-то как о
способном и неспособном, поскольку оно некоторым образом есть или не есть
[такое-то]. А все способности, относящиеся к одному и тому же виду, суть
некоторые начала и называются способностями по их отношению к одной первой
способности, которая есть начало изменения вещи, находящееся в другом или в
ней самой, поскольку она другое. А именно: это, во-первых, способность
претерпевать как заложенное в самой претерпевающей вещи начало испытываемого
ею изменения, вызываемого другим или ею самой, поскольку она другое; это,
во-вторых, обладание невосприимчивостью к худшему и к тому, чтобы быть
уничтоженным чем-то другим или самой вещью, поскольку она другое, через
начало, вызывающее изменение. Во всех этих определениях содержится мысль о
первой способности. Далее, эти способности означают способности либо вообще
делать или претерпевать, либо делать или претерпевать надлежащим образом,
так что в мысли о них так или иначе содержатся мысли о способностях,
указанных раньше.

Итак, ясно, что в некотором смысле способность действовать и
претерпевать - одна (ибо нечто способно и потому, что оно само имеет
способность претерпевать, и потому, что другое способно претерпевать от
него), а в некотором она разная: ведь одна из них находится в претерпевающем
(ибо претерпевающее претерпевает - причем одно от другого - потому, что в
нем есть некоторое начало, а также потому, что и материя есть некоторое
начало: жирное воспламеняемо, и определенным образом податливое ломко, и
точно так же в остальных случаях, а другая - в действующем, например теплое
и строительное искусство: первое - в могущем нагревать, второе - в способном
строить. Поэтому, если в вещи то и другое от природы сращено, она сама не
претерпевает от самой себя, ибо она одна, а не разное. Равным образом и
неспособность и неспособное - это лишенность, противоположная такого рода
способности, так что способность всегда бывает к тому же и в том же
отношении, что и неспособность. А о лишенности говорится в различных
значениях. А именно: она означает, во-первых, что нечто чего-то не имеет;
во-вторых, что хотя чему-то свойственно иметь что-то от природы, однако оно
не имеет его - или вообще, или тогда, когда ему свойственно иметь его, при
этом либо определенным образом, например полностью, либо каким-нибудь
[другим] образом. В некоторых же случаях мы говорим о лишении тогда, когда
то, что от природы свойственно иметь, отнимается насильно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz