Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 100

Кроме того, было сказано, что в некоторых
случаях суть бытия вещи и сама вещь - одно и то же, как у чистых (protai)
сущностей; например,
кривизна и бытие кривизной - одно, если кривизна - чистая сущность
(чистой я называю такую сущность, о которой сказывают не поскольку она
находится в чем-то другом, отличном от нее, т. е. в материальном субстрате);
у того же, что дано как материя или как соединенное е материей, тождества
[между вещью и сутью ее бытия] нет, а также у того, что едино привходящим
образом, например "Сократ" и "образованность", ибо они одно и то же
привходящим образом.




ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ



Теперь будем прежде всего говорить об определении в той мере, в какой о
нем не сказано в "Аналитиках": отмеченный там вопрос полезен для
исследования о сущности. Я имею в виду вопрос, почему то, обозначение чего
мы называем определением, составляет одно (например, для человека "двуногое
живое существо"; пусть это будет его обозначением). Так вот, почему "живое
существо" и "двуногое"-это одно, а не многое? "Человек" же и "бледное" - это
множество в том случае, если одно не присуще другому, а одно - если присуще,
а субстрат-человек испытывает какое-то состояние (ибо тогда получается одно,
и имеется "бледный человек"); но в указанном выше случае одно не причастно
другому: ведь род, по-видимому, не причастен видовым отличиям (иначе одно и
то же было бы вместе причастно противоположностям: ведь видовые отличия,
которыми различается род, противоположны друг другу). А если род и
причастен, то все равно вопрос остается, если видовых отличий несколько,
например: живущее на суше, двуногое, бесперое. Почему они составляют одно, а
не множество? Ведь не потому, что находятся в одном и том же: так из всего
получилось бы одно. И все же одним должно быть все то, что содержится в
определении. Ибо определение есть некоторая единая речь, и притом о
сущности, а значит, должно быть речью о чем-то одном: ведь сущность, как мы
утверждаем, означает нечто одно и определенное нечто.

Прежде всего надлежит рассмотреть те определения, которые опираются на
деление. В самом деле, в определение не входит ничего другого, кроме рода,
обозначаемого как первый, и видовых отличий. А остальные роды - это первый
же и вместе с ним охватываемые им видовые отличия, например: первый род-
"живое существо", ближайший к нему- "живое существо двуногое" и затем
опять-"живое существо двуногое, бесперое"; подобным же образом и тогда,
когда определение обозначается через большее число [видовых отличий]. Но
вообще нет никакой разницы, обозначается ли определение через большое или
малое число [видовых отличий], и, следовательно, также - через малое число
[членов] или через два; а если оно состоит из двух [членов], то одно -
видовое отличие, другое - род; например, если [определяющее] - "живое
существо двуногое", то "живое существо" - род, а другое - видовое отличие.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz