|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 100 |
Кроме того, было сказано, что в некоторых
случаях суть бытия вещи и сама вещь - одно и то же, как у чистых (protai)
сущностей; например,
кривизна и бытие кривизной - одно, если кривизна - чистая сущность
(чистой я называю такую сущность, о которой сказывают не поскольку она
находится в чем-то другом, отличном от нее, т. е. в материальном субстрате);
у того же, что дано как материя или как соединенное е материей, тождества
[между вещью и сутью ее бытия] нет, а также у того, что едино привходящим
образом, например "Сократ" и "образованность", ибо они одно и то же
привходящим образом.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
Теперь будем прежде всего говорить об определении в той мере, в какой о
нем не сказано в "Аналитиках": отмеченный там вопрос полезен для
исследования о сущности. Я имею в виду вопрос, почему то, обозначение чего
мы называем определением, составляет одно (например, для человека "двуногое
живое существо"; пусть это будет его обозначением). Так вот, почему "живое
существо" и "двуногое"-это одно, а не многое? "Человек" же и "бледное" - это
множество в том случае, если одно не присуще другому, а одно - если присуще,
а субстрат-человек испытывает какое-то состояние (ибо тогда получается одно,
и имеется "бледный человек"); но в указанном выше случае одно не причастно
другому: ведь род, по-видимому, не причастен видовым отличиям (иначе одно и
то же было бы вместе причастно противоположностям: ведь видовые отличия,
которыми различается род, противоположны друг другу). А если род и
причастен, то все равно вопрос остается, если видовых отличий несколько,
например: живущее на суше, двуногое, бесперое. Почему они составляют одно, а
не множество? Ведь не потому, что находятся в одном и том же: так из всего
получилось бы одно. И все же одним должно быть все то, что содержится в
определении. Ибо определение есть некоторая единая речь, и притом о
сущности, а значит, должно быть речью о чем-то одном: ведь сущность, как мы
утверждаем, означает нечто одно и определенное нечто.
Прежде всего надлежит рассмотреть те определения, которые опираются на
деление. В самом деле, в определение не входит ничего другого, кроме рода,
обозначаемого как первый, и видовых отличий. А остальные роды - это первый
же и вместе с ним охватываемые им видовые отличия, например: первый род-
"живое существо", ближайший к нему- "живое существо двуногое" и затем
опять-"живое существо двуногое, бесперое"; подобным же образом и тогда,
когда определение обозначается через большее число [видовых отличий]. Но
вообще нет никакой разницы, обозначается ли определение через большое или
малое число [видовых отличий], и, следовательно, также - через малое число
[членов] или через два; а если оно состоит из двух [членов], то одно -
видовое отличие, другое - род; например, если [определяющее] - "живое
существо двуногое", то "живое существо" - род, а другое - видовое отличие.
|
|