Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 192


А если так, то не будет ничего отдельно существующего, т. е. никакой
сущности. Однако ясно, что знание в некотором отношении есть общее знание, а
в некотором - нет.



* КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ *




ГЛАВА ПЕРВАЯ



Итак,сказанного об этой сущности достаточно. Все, однако, считают
начала противоположностями - так же как у природных вещей, так одинаково и у
неподвижных сущностей. Но если не может существовать ничего, что было бы
первее начала всего, то, надо полагать, невозможно, чтобы это начало было
началом, будучи чем-то другим; это так же, как если бы кто-то сказал, что
белое есть начало не как нечто другое, а как белое и, однако, что оно белое
по отношению к субстрату, т. е. что оно белое, будучи чем-то другим: ведь
тогда это другое будет первее его. Между тем все возникает из
противоположностей как некоего субстрата; значит, скорее всего субстрат
должен быть присущ противоположностям. Следовательно, все противоположности
всегда относятся к субстрату, и ни одна не существует отдельно. Однако, как
это очевидно и подтверждается доводами, сущности ничто не противоположно.
Таким образом, ни одна противоположность не есть начало всего в собственном
смысле слова, а нечто другое есть такое начало.

Между тем одной из двух противоположностей они объявляют материю: одни
единому как равному противопоставляют [как материю] неравное, в котором они
усматривают природу множества, а другие единому противопоставляют множество
(ибо одни выводят числа из двоицы неравного - из большого и малого, а другой
- из множества, причем в обоих случаях через посредство сущности единого).
Ведь тот, кто обозначает как элементы неравное и единое, а под неравным
разумеет двоицу из большого и малого , также утверждает, что неравное или
большое и малое есть нечто одно, и не различает, что они одно по
определению, а не по числу. Но даже начала, которые они называют элементами,
они объясняют не надлежащим образом - одни обозначают большое и малое вместе
с единым как три элемента чисел (первые два - как их материю, а единое - как
форму), другие же [объявляют началами] многое и немногое на том основании,
что большое и малое ближе по своей природе к [пространственной] величине, а
третьи - более общее у перечисленного: превышающее и превышаемое. Все эти
мнения, можно сказать, отличаются друг от друга не в отношении тех или иных
выводов, а только в отношении трудностей обоснования, которых они
остерегаются, потому что они и сами приводят доказательства для обоснования.
Впрочем, на том же основании, на каком превышающее и превышаемое, а не
большое и малое, суть начала, и число должно происходить из элементов раньше
двоицы: ведь превышающее и превышаемое, равно как и число,- более общее.
Между тем они одно утверждают, а другое нет. Далее, одни противопоставляют
единому разное и иное, другие - множество. Но если, как они этого хотят,
существующее составляется из противоположностей, а единому или ничто не
противоположно, или, раз уж так необходимо, противоположно множество,
неравное же - равному, разное - одному и тому же и иное - самому предмету
(ayte),-то наибольшее доверие внушает мнение тех, кто противопоставляет
единое множеству; однако и они делают это неудовлетворительно, ибо у них
получится, что единое есть малочисленное: ведь множество противолежит
малочисленности, а многое - малочисленному.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz