|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 159 |
Таким образом, материя должна
изменяться, будучи способна к той и другой противоположности. А так как
сущее имеет двоякое значение, то все изменяется из сущего в возможности в
сущее в действительности, например из белого в возможности в белое в
действительности. И одинаково обстоит дело с ростом и убылью. Так что не
только возможно возникновение - привходящим образом - из не-сущего, но и,
[можно сказать], все возникает из сущего, однако из сущего в возможности, а
не из сущего в действительности. И именно это [сущее в возможности] означает
единое Анаксагора лучше его изречения "все вместе" или утверждения Эмпедокла
и Анаксимандра о смеси, или изречения Демокрита было бы высказывание: "Все
вещи были вместе в возможности, в действительности же нет". Так что можно
считать, что они в известной мере подошли к мысли о материи. Все, что
изменяется, имеет материю, но разную; а те вечные вещи, которые не
возникают, а движутся в пространстве, также имеют материю, но не для
возникновения, а для перемещения
Можно, однако, спросить, из какого не-сущего совершается возникновение:
ведь не-сущее имеет троякий смысл. Если, несомненно, из [не-сущего в смысле
сущего] в возможности, то все же не из какого угодно, а одно из одного,
другое - из другого. И недостаточно сказать, что "все вещи вместе", ибо они
различаются по материи, иначе почему возникло их бесчисленное множество, а
не одна вещь? Ведь ум - один, поэтому если и материя была бы одна, то в
действительности возникло бы только то, чем материя была в возможности.
Итак, причин три и начал три, два из них - это противоположение, одна
сторона которого - определение, или форма, другая - лишенность, а третье -
материя.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
После этого надо отметить, что ни материя, ни форма не возникают; я
разумею именно последнюю материю и последнюю форму. Ибо при всяком изменении
изменяется что-то, благодаря чему-то и во что-то. То, чем вызывается
изменение,- это первое движущее, то, что изменяется,- материя; то, во что
она изменяется,- форма. Итак, пришлось бы идти в бесконечность, если бы не
только медь стала круглой, но возникло бы также круглое или медь.
Необходимо, следовательно, остановиться.
После этого надо отметить, что каждая [составная] сущность возникает из
соименной с ней сущности (природные вещи и все другие - [такие] сущности). А
именно: вещи возникают либо через искусство, либо естественным путем, либо
стечением обстоятельств, либо самопроизвольно. Искусство же есть начало,
находящееся в другом, природа - начало в самой вещи (ведь человек рождает
человека) а остальные причины суть отрицания этих двух. Что же касается
сущностей, то их три [вида]: во-первых, материя, которая есть определенное
нечто по внешней видимости (ибо то, что таково через соприкосновение, а не
через сращенность, есть материя и субстрат); во-вторых, сущность (phy-sis) -
определенное нечто, во что [изменяется материя], или некоторое обладание;
в-третьих, состоящая из обеих единичная сущность, например Сократ или
Каллий.
|
|