|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 151 |
А происходит движение тогда, когда
имеет место само осуществление, и не прежде и не после. Так вот, движение
есть осуществление того, что есть в возможности, когда оно [3] при
осуществлении действует не как таковое, а поскольку оно может быть приведено
в движение. А говорю я "поскольку" вот в каком смысле. Медь есть изваяние в
возможности; однако осуществление меди, поскольку она медь, не есть
движение. Ведь не одно и то же быть медью и быть чем-то в возможности, ибо
если бы это было просто по определению одно и то же, то осуществление меди
[как таковое] было бы некоторым движением. Но это не одно и то же (что
очевидно, когда речь идет о противоположностях: возможность быть здоровым и
возможность быть больным - не одно и то же, иначе было бы одно и то же быть
здоровым и быть больным; между тем субстрат, который бывает здоровым или
больным, будет ли это влага или кровь, один и тот же). А так как они [4] не
одно и то же, как не одно и то же цвет и видимое, то движение есть
осуществление возможного как такового. Таким образом ясно, что движение есть
именно это осуществление и что движение происходит тогда, когда имеет место
само осуществление, и не прежде и не после. Ибо что бы то ни было может то
находиться в осуществлении, то нет, как, например, то, что может строиться,
поскольку оно может строиться; и осуществление того, что может строиться,
поскольку оно может строиться, есть строительство. В самом деле,
осуществление - это или строительство или строение. Но когда есть строение,
уже нет того, что может строиться. Следовательно, осуществлением должно быть
строительство, строительство же есть некоторое движение. И то же можно
сказать обо всех других движениях.
А что сказанное правильно - это ясно [и] из того, что говорят о
движении другие, а также из того, что определить его иначе нелегко. В самом
деле, отнести его к другому роду нельзя,- это видно из того, что о нем
говорят: некоторые [5] называют его инаковостью, неравенством и не-сущим,
однако ничего из перечисленного не приводится в движение с необходимостью, и
точно так же переход в них или от них осуществляется не в большей мере,
нежели переход в противолежащее им или от противолежащего им [6] Причина же,
почему движение относят сюда, состоит в том, что оно кажется чем-то
неопределенным, и начала одной из попарно расположенных противоположностей
неопределенны ввиду того, что они имеют свойство лишенности. Действительно,
ни одно из этих начал не есть ни определенное нечто, ни такое-то качество и
не принадлежит и к остальным родам сущего. Причина же того, что движение
кажется неопределенным, состоит в том, что его нельзя отнести ни к
возможности сущего, ни к действительности сущего: ведь и то, что есть
количество в возможности, не приводится необходимым образом в движение, так
же как и то, что есть количество в действительности, и движение, правда,
кажется некоторым осуществлением, но незаконченным; причина в том, что не
закончено то сущее в возможности, осуществление которого есть движение.
|
|