|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 91 |
Так, стало быть, возникает то, что возникает благодаря природе, а
остальные виды возникновения именуются созданиями. Все такие создания
исходят либо от искусства, либо от способности, либо от размышления. А
некоторые из них происходят также самопроизвольно и в силу стечения
обстоятельств, примерно так же, как это бывает и среди того, что возникает
благодаря природе: ведь и там иногда одно и то же возникает и из семени, и
без семени. Эти случаи надо рассмотреть в дальнейшем. А через искусство
возникает то, форма чего находится в душе (формой я называю суть бытия
каждой вещи и ее первую сущность); ведь и противоположности имеют в
некотором смысле одну и ту же форму, ибо сущность для лишенности - это
противолежащая ей сущность, например: здоровье - сущность для болезни, ибо
болезнь обнаруживается через отсутствие здоровья, а здоровье - это
уразумение (logos) и познание в душе [Врачевателя]. Здоровое состояние
получается следующим ходом мысли [Врачевателя]: так как здоровье есть то-то
и то-то, то надо, если кто-то должен быть здоровым, чтобы в нем
наличествовало то-то и то-то, например равномерность, а если это, то и
теплота; и так [Врачеватель] размышляет все дальше, пока наконец не придет к
тому, что он сам в состоянии сделать. Начинающееся с этого времени движение,
направленное на то, чтобы [телу] быть здоровым, называется затем созданием.
И таким образом оказывается, что в некотором смысле здоровье возникает из
здоровья и дом - из дома, а именно дом, имеющий материю, из дома без
материи, ибо врачебное искусство есть форма здоровья, а искусство
домостроительное - форма дома; а под сущностью без материи я разумею суть
бытия вещи.
Одни виды возникновения и движения называются мышлением, другие -
созданием: исходящее из начала и формы - это мышление, а исходящее из того,
что для мышления последнее,-это создание. И точно так же возникает и каждое
из остальных - из промежуточных - [звеньев]. Я имею в виду, например,
следующее: чтобы человек выздоровел, он должен добиться равномерности. А что
значит добиться равномерности? Вот это. А это будет, если он согреется. А
что это значит? Вот это. А это имеется в возможности, и оно уже во власти
врачевателя.
Таким образом, действующая причина и то, с чего начинается движение к
выздоровлению, - это при возникновении через искусство форма в душе; при
самопроизвольном возникновении исходное - то, что составляет начало для
действующего через искусство, как и при лечении, например, начинают, может
быть, с согревания (а оно получается от растирания): ведь теплота в теле -
это или часть здоровья, или за ней (непосредственно либо через несколько
[звеньев]) следует что-то такое, что составляет часть здоровья; и это есть
крайнее - то, что создает часть здоровья и само есть некоторым образом часть
здоровья, и точно так же у дома, например, камни, и таким же образом у всего
другого; так что, как утверждают, не может что-то возникнуть, если ничего не
предшествует.
|
|