Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 91



Так, стало быть, возникает то, что возникает благодаря природе, а
остальные виды возникновения именуются созданиями. Все такие создания
исходят либо от искусства, либо от способности, либо от размышления. А
некоторые из них происходят также самопроизвольно и в силу стечения
обстоятельств, примерно так же, как это бывает и среди того, что возникает
благодаря природе: ведь и там иногда одно и то же возникает и из семени, и
без семени. Эти случаи надо рассмотреть в дальнейшем. А через искусство
возникает то, форма чего находится в душе (формой я называю суть бытия
каждой вещи и ее первую сущность); ведь и противоположности имеют в
некотором смысле одну и ту же форму, ибо сущность для лишенности - это
противолежащая ей сущность, например: здоровье - сущность для болезни, ибо
болезнь обнаруживается через отсутствие здоровья, а здоровье - это
уразумение (logos) и познание в душе [Врачевателя]. Здоровое состояние
получается следующим ходом мысли [Врачевателя]: так как здоровье есть то-то
и то-то, то надо, если кто-то должен быть здоровым, чтобы в нем
наличествовало то-то и то-то, например равномерность, а если это, то и
теплота; и так [Врачеватель] размышляет все дальше, пока наконец не придет к
тому, что он сам в состоянии сделать. Начинающееся с этого времени движение,
направленное на то, чтобы [телу] быть здоровым, называется затем созданием.
И таким образом оказывается, что в некотором смысле здоровье возникает из
здоровья и дом - из дома, а именно дом, имеющий материю, из дома без
материи, ибо врачебное искусство есть форма здоровья, а искусство
домостроительное - форма дома; а под сущностью без материи я разумею суть
бытия вещи.

Одни виды возникновения и движения называются мышлением, другие -
созданием: исходящее из начала и формы - это мышление, а исходящее из того,
что для мышления последнее,-это создание. И точно так же возникает и каждое
из остальных - из промежуточных - [звеньев]. Я имею в виду, например,
следующее: чтобы человек выздоровел, он должен добиться равномерности. А что
значит добиться равномерности? Вот это. А это будет, если он согреется. А
что это значит? Вот это. А это имеется в возможности, и оно уже во власти
врачевателя.

Таким образом, действующая причина и то, с чего начинается движение к
выздоровлению, - это при возникновении через искусство форма в душе; при
самопроизвольном возникновении исходное - то, что составляет начало для
действующего через искусство, как и при лечении, например, начинают, может
быть, с согревания (а оно получается от растирания): ведь теплота в теле -
это или часть здоровья, или за ней (непосредственно либо через несколько
[звеньев]) следует что-то такое, что составляет часть здоровья; и это есть
крайнее - то, что создает часть здоровья и само есть некоторым образом часть
здоровья, и точно так же у дома, например, камни, и таким же образом у всего
другого; так что, как утверждают, не может что-то возникнуть, если ничего не
предшествует.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz