Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 127

Равным
образом и движение измеряют простым и наиболее быстрым движением, так как
оно занимает наименьшее время; поэтому в учении о небесных светилах за
начало и меру берется такое единое (а именно: в основу кладется равномерное
и наиболее быстрое движение - движение неба, и по нему судят обо всех
остальных), в музыке-четверть тона (так как она наименьший тон), а в
речи-отдельный звук. И все это - единое не в том смысле, что оно обще им
всем, а в указанном выше смысле [4]

Мера, однако, не всегда бывает одна по числу; иногда мер больше,
например: имеется два вида четверти тона, различающиеся между собой не на
слух, а своими числовыми соотношениями [5] и звуков, которыми мы производим
измерение, несколько, а также диагональ квадрата и его сторона измеряются
двоякой мерой, равно как и все [несоизмеримые] величины. Таким образом,
единое есть мера всех вещей, потому что мы узнаем, из чего состоит сущность,
когда производим деление либо по количеству, либо по виду. И единое неделимо
потому, что первое в каждом [роде вещей] неделимо. Однако не все единое
неделимо в одинаковом смысле, например стопа и единица: последняя такова во
всех отношениях, а первую надо относить к тому, что неделимо лишь для
чувственного восприятия, как это было уже сказано: ведь, собственно говоря,
все непрерывное делимо.

Мера всегда однородна с измеряемым: для величин мера - величина и в
отдельности для длины - некоторая длина, для ширины - ширина, для звука -
звук, для тяжести - тяжесть, для единиц - единица (именно так это надо
принять, а не говорить, что мера чисел есть число; правда, это было бы
необходимо, если бы отношение [6] здесь было такое же, [как и в других
примерах]; но дело в том, что требование здесь неодинаковое, а такое, как
если бы кто требовал, чтобы мерою единиц были единицы, а не единица; число
[7] же есть некоторое множество единиц).

По той же самой причине мы называем также знание и чувственное
восприятие мерою вещей, а именно потому, что мы нечто познаем при посредстве
их, хотя они скорее измеряются [8], чем измеряют. Но с нами получается так,
как будто кто-то другой измеряет нас, и мы узнаем свой рост благодаря тому,
что столько-то раз прикладывают к нам меру длины - локоть. Протагор же
говорит: "Человек есть мера всех вещей", что равносильно тому, как если бы
он сказал: "человек знающий" или "воспринимающий чувствами" [есть мера всех
вещей], а они - потому, что обладают: один - чувственным восприятием, другой
- знанием, о которых мы [и так] говорим, что они меры предметов. Таким
образом, это изречение ничего не содержит, хотя кажется, что содержит нечто
особенное.

Итак, ясно, что единое в существе своем, если точно указывать значение
слова, есть прежде всего некоторая мера, главным образом для количества,
затем для качества. А мерой оно будет, если оно неделимо - в одном случае по
количеству, в другом - по качеству; поэтому единое неделимо или вообще, или
поскольку оно единое.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz