|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 97 |
Так вот, для составного целого
эти телесные части в некотором смысле предшествуют, а в некотором нет: ведь
отдельно они не могут существовать. Действительно, не во всяком состоянии
палец есть палец живого существа, а омертвевший палец есть палец только по
имени. Но некоторые телесные части существуют вместе [с целым] - главные
части, в которых как первом заключается форма (logos), т. е. сущность
вещи,-это может быть, например, сердце или мозг (безразлично ведь, что из
них обоих таково). А человек, лошадь и все, что подобным образом обозначает
единичное, но как общее обозначение, - это не сущность, а некоторое целое,
составленное из вот этой формы (logos) и вот этой материи, взятых как общее.
Единичное же из последней материи - это уже Сократ, и так же во всех
остальных случаях. Итак, части бывают и у формы (формой я называю суть бытия
вещи), и у целого, составленного из формы и материи, и у самой материи. Но
части обозначения - это только части формы, и обозначение касается общего,
ибо бытие кругом и круг, бытие душой и душа - одно и то же. А уже для
составных целых, например для вот этого круга и для любого отдельного из
них, будет ли это круг, воспринимаемый чувствами или постигаемый умом
(умопостигаемым я называю, например, круги математические, чувственно
воспринимаемыми, например,-медные или деревянные), определения не бывают, но
они познаются посредством мысли или чувственного восприятия; а если они
перестали быть [предметом познания] в действительности, то не ясно,
существуют ли они еще или нет, но они всегда обозначаются и познаются при
помощи общего обозначения. Материя же сама по себе не познается. А есть, с
одной стороны, материя, воспринимаемая чувствами, а с другой-постигаемая
умом; воспринимаемая чувствами, как, например, медь, дерево или всякая
движущаяся материя, а постигаемая умом - та, которая находится в чувственно
воспринимаемом не поскольку оно чувственно воспринимаемое, например предметы
математики.
Итак, сказано, как обстоит дело с целым и частью, с тем, что есть
предшествующее, и с тем, что есть последующее. А если кто спросит, будет ли
предшествовать прямая, круг и живое существо или же то, на что они делятся и
из чего состоят, т. е. их части, - то следует сказать, что ответить на это
не просто. Если душа есть живое существо как одушевленное, а душа каждого
отдельного живого существа - оно само, круг - то же, что бытие кругом,
прямой угол - то же, что бытие прямым углом и сущность прямого угла, то,
правда, некоторые целые и по сравнению с некоторыми частями надо признать
чем-то последующим, например, по сравнению с частями обозначения и с частями
отдельного прямого угла (ведь и материальный медный прямой угол, и точно так
же прямой угол, заключенный в двух отдельных линиях, есть нечто
последующее); нематериальный же угол есть, правда, нечто последующее по
сравнению с частями, входящими в обозначение угла, но предшествует частям,
находящимся в единичном.
|
|