Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 97

Так вот, для составного целого
эти телесные части в некотором смысле предшествуют, а в некотором нет: ведь
отдельно они не могут существовать. Действительно, не во всяком состоянии
палец есть палец живого существа, а омертвевший палец есть палец только по
имени. Но некоторые телесные части существуют вместе [с целым] - главные
части, в которых как первом заключается форма (logos), т. е. сущность
вещи,-это может быть, например, сердце или мозг (безразлично ведь, что из
них обоих таково). А человек, лошадь и все, что подобным образом обозначает
единичное, но как общее обозначение, - это не сущность, а некоторое целое,
составленное из вот этой формы (logos) и вот этой материи, взятых как общее.
Единичное же из последней материи - это уже Сократ, и так же во всех
остальных случаях. Итак, части бывают и у формы (формой я называю суть бытия
вещи), и у целого, составленного из формы и материи, и у самой материи. Но
части обозначения - это только части формы, и обозначение касается общего,
ибо бытие кругом и круг, бытие душой и душа - одно и то же. А уже для
составных целых, например для вот этого круга и для любого отдельного из
них, будет ли это круг, воспринимаемый чувствами или постигаемый умом
(умопостигаемым я называю, например, круги математические, чувственно
воспринимаемыми, например,-медные или деревянные), определения не бывают, но
они познаются посредством мысли или чувственного восприятия; а если они
перестали быть [предметом познания] в действительности, то не ясно,
существуют ли они еще или нет, но они всегда обозначаются и познаются при
помощи общего обозначения. Материя же сама по себе не познается. А есть, с
одной стороны, материя, воспринимаемая чувствами, а с другой-постигаемая
умом; воспринимаемая чувствами, как, например, медь, дерево или всякая
движущаяся материя, а постигаемая умом - та, которая находится в чувственно
воспринимаемом не поскольку оно чувственно воспринимаемое, например предметы
математики.

Итак, сказано, как обстоит дело с целым и частью, с тем, что есть
предшествующее, и с тем, что есть последующее. А если кто спросит, будет ли
предшествовать прямая, круг и живое существо или же то, на что они делятся и
из чего состоят, т. е. их части, - то следует сказать, что ответить на это
не просто. Если душа есть живое существо как одушевленное, а душа каждого
отдельного живого существа - оно само, круг - то же, что бытие кругом,
прямой угол - то же, что бытие прямым углом и сущность прямого угла, то,
правда, некоторые целые и по сравнению с некоторыми частями надо признать
чем-то последующим, например, по сравнению с частями обозначения и с частями
отдельного прямого угла (ведь и материальный медный прямой угол, и точно так
же прямой угол, заключенный в двух отдельных линиях, есть нечто
последующее); нематериальный же угол есть, правда, нечто последующее по
сравнению с частями, входящими в обозначение угла, но предшествует частям,
находящимся в единичном.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz