|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 107 |
А причина, если исходить
из определения, - это суть бытия вещи; у одних вещей причина - это цель,
как, скажем, у дома или у ложа, а у других - первое движущее: это ведь тоже
причина. Однако такую причину ищут, когда речь идет о возникновении и
уничтожении, а первую - когда речь идет и о существовании.
Искомое же остается более всего незамеченным в тех случаях, когда одно
не сказывается о другом, например когда спрашивают, почему человек есть, и
это потому, что высказываются здесь просто, а не различают, что вот это есть
то-то и то-то. Между тем, прежде чем искать, надлежит расчленять. Иначе это
все равно, что не искать ничего и в то же время искать что-то. А так как
бытие надлежит уже иметь и оно должно быть налицо, то ясно, что спрашивают,
почему материя есть вот это. Например: почему вот этот материал есть дом?
Потому что в нем налицо то, что есть суть бытия дома. и по этой же причине
человек есть вот это или это тело, имеющее вот это. Так что ищут причину для
материи, а она есть форма, в силу которой материя есть нечто определенное; а
эта причина есть сущность [вещи]. Так что ясно, что относительно того, что
просто, невозможно ни исследование, ни обучение; способ выяснения простого
иной.
А то, что состоит из чего-то таким образом, что целоскупное есть одно,
но не как груда, а как слог, [есть нечто иное, нежели то, из чего оно
состоит]. Ведь слог - это не [отдельные] звуки речи, и слог "ба"-не тоже
самое, что "б" и "а", как и плоть не то же самое, что огонь и земля (ведь
после того как их разлагают, одно - а именно плоть и слог - уже не
существует, а звуки речи или огонь и земля существуют). Стало быть, слог
есть что-то - не одни только звуки речи (гласный и согласный), но и нечто
иное; и также плоть - это не только огонь и земля или теплое и холодное, но
и нечто иное. Если же само это нечто также должно или быть элементом, или
состоять из элементов, то, если оно элемент, рассуждение будет опять тем же,
а именно: плоть будет состоять из этого нечто, из огня и земли и еще из
чего-то, так что это будет продолжаться до бесконечности. Если же элемент
есть его составная часть, то ясно, что оно будет состоять не из одного
элемента, а из большего числа их, нежели само это нечто, [взятое как
элемент], так что относительно него будет то же рассуждение, что и
относительно плоти или слога. И потому можно принять, что это нечто есть
что-то другое, а не элемент и что оно-то и есть причина того, что вот это
есть плоть, а это слог; и подобным же образом во всех остальных случаях. А
это и есть сущность каждой вещи, ибо оно первая причина ее бытия; и так как
некоторые вещи не сущности, а сущности - это те, которые образовались
согласно своей природе и благодаря природе, то сущностью оказывается это
естество, которое есть не элемент, а начало[3]; элемент же - это то, на что
нечто разложимо и что содержится в нем как материя, например у слога - "а" и
"б".
|
|