|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 64 |
И каждой из этих двух частей тождественно целое, а целому-каждая
из них, ибо "человек" и "образованное" означают то же, что "образованный
человек", и этот-то же, что они. Вот почему все это и не сказывается в виде
общего: неправильно сказать, что "всякий человек" и "образованное" - это
одно и то же. В самом деле, общее присуще само по себе, привходящее же не
присуще само по себе, а непосредственно сказывается о единичном: ведь
тождественными представляются "Сократ" и "образованный Сократ"; но "Сократ"
не сказывается о многих, поэтому не говорят "всякий Сократ" в отличие от
того, как говорят "всякий человек".
Одни вещи называются тождественными в этом смысле, а другие
тождественны сами по себе и в стольких же значениях, сколько и единое, а
именно: тождественным называется и то, материя чего одна по виду или по
числу, и то, сущность чего одна. Поэтому очевидно, что тождество есть
некоторого рода единство бытия либо вещей числом более чем одна, либо одной,
когда ее рассматривают как нечто большее, чем одна (например, когда о ней
говорят, что она тождественна самой себе, ибо в этом случае ее рассматривают
как две).
А "иными", или "инаковыми", называются вещи, если их формы, или их
материя, или определение их сущности составляют нечто большее, чем одно; и
вообще об инаковом говорится в смыслах, противоположных смыслам
тождественного.
Различными называются вещи, которые, будучи инаковыми, в некотором
отношении тождественны друг другу, но только не по числу, а или по виду, или
по роду, или по соотношению; те, род которых неодинаковый, а также
противоположности и те вещи, в сущности которых заключена Инаковость.
Сходным называется то, что испытывает совершенно одно и то же, а также
то, что испытывает больше одинаковое, чем разное, равно и то, что имеет
одинаковое качество. И то, что имеет большинство или важнейшие
противоположные свойства другого, допускающие изменение, также сходно с этим
другим.
А о несходном говорится в смыслах, противоположных смыслам сходного.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Противолежащими называются противоречащее одно другому, противоположное
(tanantia) одно другому, соотнесенное, Лишенность и обладание, а также
последнее "откуда" и последнее "куда" - такие, как разного рода
возникновение и уничтожение; равным образом противолежащими называются те
свойства, которые не могут вместе находиться в том, что приемлет их, - и
сами эти свойства, и то, откуда они. Действительно, серое и белое не
находятся вместе в одном и том же, а потому те [цвета], откуда они,
противолежат друг другу.
Противоположными называются те из различающихся по роду свойств,
которые не могут вместе находиться в одном и том же; наиболее различающиеся
между собой вещи, принадлежащие к одному и тому же роду; наиболее
различающиеся между собой свойства, наличие которых возможно в одном и том
же носителе; наиболее различающееся одно от другого среди относящегося к
одной и той же способности; то, различия чего наибольшие или вообще, или по
роду, или по виду.
|
|