Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 64

И каждой из этих двух частей тождественно целое, а целому-каждая
из них, ибо "человек" и "образованное" означают то же, что "образованный
человек", и этот-то же, что они. Вот почему все это и не сказывается в виде
общего: неправильно сказать, что "всякий человек" и "образованное" - это
одно и то же. В самом деле, общее присуще само по себе, привходящее же не
присуще само по себе, а непосредственно сказывается о единичном: ведь
тождественными представляются "Сократ" и "образованный Сократ"; но "Сократ"
не сказывается о многих, поэтому не говорят "всякий Сократ" в отличие от
того, как говорят "всякий человек".

Одни вещи называются тождественными в этом смысле, а другие
тождественны сами по себе и в стольких же значениях, сколько и единое, а
именно: тождественным называется и то, материя чего одна по виду или по
числу, и то, сущность чего одна. Поэтому очевидно, что тождество есть
некоторого рода единство бытия либо вещей числом более чем одна, либо одной,
когда ее рассматривают как нечто большее, чем одна (например, когда о ней
говорят, что она тождественна самой себе, ибо в этом случае ее рассматривают
как две).

А "иными", или "инаковыми", называются вещи, если их формы, или их
материя, или определение их сущности составляют нечто большее, чем одно; и
вообще об инаковом говорится в смыслах, противоположных смыслам
тождественного.

Различными называются вещи, которые, будучи инаковыми, в некотором
отношении тождественны друг другу, но только не по числу, а или по виду, или
по роду, или по соотношению; те, род которых неодинаковый, а также
противоположности и те вещи, в сущности которых заключена Инаковость.

Сходным называется то, что испытывает совершенно одно и то же, а также
то, что испытывает больше одинаковое, чем разное, равно и то, что имеет
одинаковое качество. И то, что имеет большинство или важнейшие
противоположные свойства другого, допускающие изменение, также сходно с этим
другим.

А о несходном говорится в смыслах, противоположных смыслам сходного.




ГЛАВА ДЕСЯТАЯ



Противолежащими называются противоречащее одно другому, противоположное
(tanantia) одно другому, соотнесенное, Лишенность и обладание, а также
последнее "откуда" и последнее "куда" - такие, как разного рода
возникновение и уничтожение; равным образом противолежащими называются те
свойства, которые не могут вместе находиться в том, что приемлет их, - и
сами эти свойства, и то, откуда они. Действительно, серое и белое не
находятся вместе в одном и том же, а потому те [цвета], откуда они,
противолежат друг другу.

Противоположными называются те из различающихся по роду свойств,
которые не могут вместе находиться в одном и том же; наиболее различающиеся
между собой вещи, принадлежащие к одному и тому же роду; наиболее
различающиеся между собой свойства, наличие которых возможно в одном и том
же носителе; наиболее различающееся одно от другого среди относящегося к
одной и той же способности; то, различия чего наибольшие или вообще, или по
роду, или по виду.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz