Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 120






ГЛАВА ВОСЬМАЯ



Так как выяснено, во скольких значениях говорится о том, что первое,
или предшествует, то очевидно, что действительность, или деятельность,
первее возможности, или способности. Я имею в виду, что она первее не только
той определенной способности, о которой говорится как о начале изменения
вещи, находящемся в другом или в ней самой, поскольку она другое, но и
вообще первее всякого начала, способного вызвать или остановить движение
чего-то: ведь и природа принадлежит к тому же роду, что и способность; она
начало движения, но не в другом, а в самой вещи, поскольку это сама вещь.
Таким образом, действительность первее всякого такого начала и по
определению, и по сущности, а по времени она в некотором смысле
предшествует, а в некотором нет.

Что она первее по определению - это ясно: способное в первичном смысле
есть способное потому, что может (endechesthai) стать действительным; так,
например, под способным строить я разумею то, что может строить, под
способным видеть - то, что может видеть, а под видимым,- то, что можно
видеть, и то же относится и ко всем остальным случаям, а потому определение
и познание [того, что в действительности], должно предшествовать познанию
[того, что в возможности].

А по времени действительность предшествует возможности вот в каком
смысле: предшествует сущему в возможности то действительное, что
тождественно с ним по виду, но не по числу. Я разумею под этим то, что
материя, семя и то, что способно видеть, которые суть человек, хлеб и
видящее в возможности, а в действительности еще нет, конечно, предшествуют
вот этому человеку, уже существующему в действительности, и также хлебу, и
видящему, но им предшествует по времени другое сущее в действительности, из
чего они возникли: ведь из сущего в возможности всегда возникает сущее в
действительности через сущее в действительности, например: человек - из
человека, образованный - через образованного, причем всегда есть нечто
первое, что приводит в движение, а это движущее уже существует в
действительности. В рассуждениях же о сущности сказано, что все, что
возникает, становится чем-нибудь из чего-то и вследствие чего-то, что
тождественно ему по виду.

Поэтому и считают, что невозможно быть строителем, ничего не построив,
или быть кифаристом, никогда не играв на кифаре. Ведь тот, кто учится играть
на кифаре, учится этому, играя на кифаре, и подобным же образом все
остальные обучающиеся. Это дало повод к софистическому доказательству, что
человек, еще не обладая знанием, будет делать то, что составляет предмет
знаний. Конечно, тот, кто учится, еще не обладает им, однако что-то из того,
что становится, уже стало, и что-то из того, что вообще приводится в
движение, уже приведено в движение (это показано в рассуждениях о движении);
потому и тот, кто учится, должен, пожалуй, владеть чем-то из знания.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz