|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 120 |
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Так как выяснено, во скольких значениях говорится о том, что первое,
или предшествует, то очевидно, что действительность, или деятельность,
первее возможности, или способности. Я имею в виду, что она первее не только
той определенной способности, о которой говорится как о начале изменения
вещи, находящемся в другом или в ней самой, поскольку она другое, но и
вообще первее всякого начала, способного вызвать или остановить движение
чего-то: ведь и природа принадлежит к тому же роду, что и способность; она
начало движения, но не в другом, а в самой вещи, поскольку это сама вещь.
Таким образом, действительность первее всякого такого начала и по
определению, и по сущности, а по времени она в некотором смысле
предшествует, а в некотором нет.
Что она первее по определению - это ясно: способное в первичном смысле
есть способное потому, что может (endechesthai) стать действительным; так,
например, под способным строить я разумею то, что может строить, под
способным видеть - то, что может видеть, а под видимым,- то, что можно
видеть, и то же относится и ко всем остальным случаям, а потому определение
и познание [того, что в действительности], должно предшествовать познанию
[того, что в возможности].
А по времени действительность предшествует возможности вот в каком
смысле: предшествует сущему в возможности то действительное, что
тождественно с ним по виду, но не по числу. Я разумею под этим то, что
материя, семя и то, что способно видеть, которые суть человек, хлеб и
видящее в возможности, а в действительности еще нет, конечно, предшествуют
вот этому человеку, уже существующему в действительности, и также хлебу, и
видящему, но им предшествует по времени другое сущее в действительности, из
чего они возникли: ведь из сущего в возможности всегда возникает сущее в
действительности через сущее в действительности, например: человек - из
человека, образованный - через образованного, причем всегда есть нечто
первое, что приводит в движение, а это движущее уже существует в
действительности. В рассуждениях же о сущности сказано, что все, что
возникает, становится чем-нибудь из чего-то и вследствие чего-то, что
тождественно ему по виду.
Поэтому и считают, что невозможно быть строителем, ничего не построив,
или быть кифаристом, никогда не играв на кифаре. Ведь тот, кто учится играть
на кифаре, учится этому, играя на кифаре, и подобным же образом все
остальные обучающиеся. Это дало повод к софистическому доказательству, что
человек, еще не обладая знанием, будет делать то, что составляет предмет
знаний. Конечно, тот, кто учится, еще не обладает им, однако что-то из того,
что становится, уже стало, и что-то из того, что вообще приводится в
движение, уже приведено в движение (это показано в рассуждениях о движении);
потому и тот, кто учится, должен, пожалуй, владеть чем-то из знания.
|
|