Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 108





* КНИГА ВОСЬМАЯ *



ГЛАВА ПЕРВАЯ



Из сказанного надлежит сделать выводы и, подводя итог, завершить [эту
часть] исследования. Так вот, было сказано, что предмет настоящего
исследования - причины, начала и элементы сущностей. Что же касается
сущностей, то одни из них признаются всеми, а относительно некоторых кое-кем
был высказан особый взгляд. Общепризнаны естественные сущности, такие, как
огонь,земля, вода, воздух и прочие простые тела, далее - растения и их
части, а также животные и части животных, наконец Вселенная и части
Вселенной; а особо некоторые называют сущностями Эйдосы и математические
предметы. Из наших же рассуждений следует, что имеются другие сущности -
суть бытия вещи и субстрат. Далее, согласно иному взгляду (аllos), род есть
сущность в большей мере, нежели виды, и общее - в большей мере, нежели
единичное. А с общим и с родом связаны также и идеи: их считают сущностями
на том же самом основании. А так как суть бытия вещи есть сущность,
обозначение же сути бытия вещи есть определение, то были даны разъяснения
относительно определения и того, что существует само по себе. Поскольку же
определение - это обозначение, а обозначение имеет части, необходимо было
также выяснить, какие части принадлежат к сущности, а какие нет, и
составляют ли первые также части определения. Далее, мы также видели, что ни
общее, ни род не есть сущность; что же касается идей и математических
предметов, то их надо рассмотреть в дальнейшем: ведь некоторые признают их
сущностями помимо чувственно воспринимаемых.

Теперь разберем, как обстоит дело с сущностями общепризнанными. Они
сущности, воспринимаемые чувствами; а все сущности, воспринимаемые
чувствами, имеют материю. И субстрат есть сущность; в одном смысле это
материя (я разумею здесь под материей то, что, не будучи определенным нечто
в действительности, таково в возможности), в другом-существо (1оgоs), или
форма-то, что как определенное сущее может быть отделено [только] мысленно,
а третье - это то, что состоит из материи и формы, что одно только
подвержено возникновению и уничтожению и безусловно существует отдельно, ибо
из сущностей, выраженных в определении, одни существуют отдельно, а другие
нет.

Что и материя есть сущность, это ясно: ведь при всех противоположных
друг другу изменениях имеется их субстрат, например: при изменении в
пространстве - то, что сейчас здесь, а затем в другом месте, при росте - то,
что сейчас такого-то размера, а затем меньшего или большего размера, при
превращениях - то, что сейчас здорово, а затем поражено болезнью; и подобным
же образом при изменениях в своей сущности таково то, что теперь возникает,
а затем уничтожается и что теперь есть субстрат как определенное нечто, а
затем есть субстрат в смысле Лишенности. И этому изменению сопутствуют
остальные, тогда как одному или двум изменениям другого рода оно не
сопутствует; в самом деле, если нечто имеет материю, изменяющуюся в
пространстве, то вовсе не необходимо, чтобы оно имело материю и для
возникновения или уничтожения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz