|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 108 |
* КНИГА ВОСЬМАЯ *
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Из сказанного надлежит сделать выводы и, подводя итог, завершить [эту
часть] исследования. Так вот, было сказано, что предмет настоящего
исследования - причины, начала и элементы сущностей. Что же касается
сущностей, то одни из них признаются всеми, а относительно некоторых кое-кем
был высказан особый взгляд. Общепризнаны естественные сущности, такие, как
огонь,земля, вода, воздух и прочие простые тела, далее - растения и их
части, а также животные и части животных, наконец Вселенная и части
Вселенной; а особо некоторые называют сущностями Эйдосы и математические
предметы. Из наших же рассуждений следует, что имеются другие сущности -
суть бытия вещи и субстрат. Далее, согласно иному взгляду (аllos), род есть
сущность в большей мере, нежели виды, и общее - в большей мере, нежели
единичное. А с общим и с родом связаны также и идеи: их считают сущностями
на том же самом основании. А так как суть бытия вещи есть сущность,
обозначение же сути бытия вещи есть определение, то были даны разъяснения
относительно определения и того, что существует само по себе. Поскольку же
определение - это обозначение, а обозначение имеет части, необходимо было
также выяснить, какие части принадлежат к сущности, а какие нет, и
составляют ли первые также части определения. Далее, мы также видели, что ни
общее, ни род не есть сущность; что же касается идей и математических
предметов, то их надо рассмотреть в дальнейшем: ведь некоторые признают их
сущностями помимо чувственно воспринимаемых.
Теперь разберем, как обстоит дело с сущностями общепризнанными. Они
сущности, воспринимаемые чувствами; а все сущности, воспринимаемые
чувствами, имеют материю. И субстрат есть сущность; в одном смысле это
материя (я разумею здесь под материей то, что, не будучи определенным нечто
в действительности, таково в возможности), в другом-существо (1оgоs), или
форма-то, что как определенное сущее может быть отделено [только] мысленно,
а третье - это то, что состоит из материи и формы, что одно только
подвержено возникновению и уничтожению и безусловно существует отдельно, ибо
из сущностей, выраженных в определении, одни существуют отдельно, а другие
нет.
Что и материя есть сущность, это ясно: ведь при всех противоположных
друг другу изменениях имеется их субстрат, например: при изменении в
пространстве - то, что сейчас здесь, а затем в другом месте, при росте - то,
что сейчас такого-то размера, а затем меньшего или большего размера, при
превращениях - то, что сейчас здорово, а затем поражено болезнью; и подобным
же образом при изменениях в своей сущности таково то, что теперь возникает,
а затем уничтожается и что теперь есть субстрат как определенное нечто, а
затем есть субстрат в смысле Лишенности. И этому изменению сопутствуют
остальные, тогда как одному или двум изменениям другого рода оно не
сопутствует; в самом деле, если нечто имеет материю, изменяющуюся в
пространстве, то вовсе не необходимо, чтобы оно имело материю и для
возникновения или уничтожения.
|
|