Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 83

Поэтому мы их и оставим, рассмотреть же
следует причины и начала самого сущего как такового, <а из того, что было
установлено нами относительно многозначности каждого [выражения], ясно, что
о сущем говорится в различных смыслах>.



* КНИГА СЕДЬМАЯ *



ГЛАВА ПЕРВАЯ



О сущем говорится в различных смыслах, как мы это установили раньше в
разделе о многозначности [каждого выражения]: оно означает, с одной стороны,
суть вещи и определенное нечто, а с другой - качество или количество или
любое из других родов сказываемого. Хотя о сущем и говорится в стольких
значениях, но ясно, что из них - это значение сущего как сути вещи, которая
выражает ее сущность (когда мы хотим сказать, какова эта вещь, мы говорим,
что она хороша или плоха, но не что она величиною в три локтя или что она
человек; когда же мы хотим сказать, что она есть, мы не говорим, что она
белая или теплая или величиною в три локтя, а что она человек или бог), а
все остальное называется сущим, поскольку в одних случаях - это относящееся
к сущему в первом значении количество, или качество, или состояние, или еще
что-то другое тому подобное. Поэтому можно бы поставить и вопрос: "ходить",
"быть здоровым", "сидеть" и тому подобное - есть ли каждое из них сущее или
не-сущее? Ибо ни одно из них не существует от природы само по себе и не
может отделяться от предмета (oysia); а если что-то здесь есть, то скорее
то, что ходит, то, что сидит, и то, что здорово. А они, видимо, есть сущее в
большей мере, потому что субстрат у них есть нечто определенное, а именно
сущность или единичный предмет, который и представлен в таком виде
высказываний, ибо о хорошем и сидящем мы не говорим без такого субстрата.
Ясно поэтому, что благодаря сущности есть и каждое из тех действий или
состояний, так что сущность есть в первичном смысле сущее, т. е. не в
некотором отношении сущее, а безусловно сущее.

О первом же говорят, правда, в различных смыслах, но сущность есть
первое во всех смыслах: и по определению, и по познанию, и по времени. В
самом деле, из других родов сущего ни один не может существовать отдельно,
одна лишь сущность может. И по определению она первое, ибо в определении
чего бы то ни было должно содержаться определение сущности. Точно так же мы
полагаем, что мы знаем что бы то ни было больше всего тогда, когда знаем,
что оно есть, [например], что такое человек или огонь, в большей мере, чем
если знаем его качество или количество или положение в пространстве, ибо и
из них самих мы каждое знаем тогда, когда знаем, что такое качество или
количество.

И вопрос, который издревле ставился и ныне и постоянно ставится и
доставляет затруднения, - вопрос о том, что такое сущее, - это вопрос о том,
что такое сущность. Именно о ней одни утверждают, что она одна, другие - что
больше, чем одна, а из них одни утверждают, что она ограничена по
количеству, другие-безгранична по количеству.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz