|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 48 |
Они думали, что противоречия и противоположности совместимы, поскольку они
видели, что противоположности происходят из одного и того же; если, таким
образом, не-сущее возникнуть не может, то, значит, вещь раньше одинаковым
образом была обеими противоположностями; как и говорит Анаксагор, что всякое
смешано во всяком, и то же Демокрит: и он утверждает, что пустое и полное
одинаково имеются в любой частице, хотя, по его словам, одно из них есть
сущее, я другое - не-сущее. Так вот, тем, кто приходит к своему взгляду на
основании таких соображений, мы скажем, что они в некотором смысле правы, в
некотором ошибаются. Дело в том, что о сущем говорится двояко, так что в
одном смысле возможно возникновение из не-сущего, а в другом нет, и одно и
то же может вместе быть и сущим и не-сущим, но только не в одном и том же
отношении. В самом деле, в возможности одно и то же может быть вместе
[обеими] противоположностями, но в действительности нет. А кроме того, мы
потребуем от этих людей признать, что среди существующего имеется и некая
другого рода сущность, которой вообще не присуще ни движение, ни
уничтожение, ни возникновение.
Равным образом и к мысли об истинности [всего] того, что
представляется, некоторых также привело рассмотрение чувственно
воспринимаемого. Судить об истине, полагают они, надлежит, не опираясь [на
мнение] большего или меньшего числа людей: ведь одно и то же одним кажется
сладким на вкус, а другим - горьким, так что если бы все были больны или
помешаны, а двое или трое оставались здоровыми или в здравом уме, то именно
они казались бы больными и помешанными, а остальные нет.
Кроме того, говорят они, у многих других животных представления об
одном и том же противоположны нашим, и даже каждому отдельному человеку,
когда он воспринимает чувствами, одно и то же кажется не всегда одним и тем
же. Так вот, какие из этих представлений истинны, какие ложны - это не ясно,
ибо одни нисколько не более истинны, чем другие, а все - в равной степени.
Поэтому-то Демокрит и утверждает, что или ничто не истинно, или нам во
всяком случае истинное неведомо.
А вообще же из-за того, что разумение они отождествляют с чувственным
восприятием, а это последнее считают неким изменением, им приходится
объявлять истинным все, что является чувствам. На этом основании прониклись
подобного рода взглядами и Эмпедокл, и Демокрит, и чуть ли не каждый из
остальных философов. В самом деле, и Эмпедокл утверждает, что с изменением
нашего состояния меняется и наше разумение:
Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем.
А в другом месте он говорит:
И поскольку другими они становились, всегда уж также и мысли другие им
приходили...
И Парменид высказывается таким же образом:
Как у каждого соединились весьма гибкие члены, так и ум будет у
человека: Одно ведь и то же мыслит в людях - во всех и в каждом .
|
|