Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 37

Если
же те, кто искал элементы вещей, искали и эти начала, то и искомые ими
элементы должны быть элементами не сущего как чего-то привходящего, а сущего
как такового. А потому и нам необходимо постичь первые причины сущего как
такового.



ГЛАВА ВТОРАЯ



О сущем говорится, правда, в различных значениях, но всегда по
отношению к чему-то одному, к одному естеству и не из-за одинакового имени,
а так, как все здоровое, например, относится к здоровью или потому, что
сохраняет его, или потому, что содействует ему, или потому, что оно признак
его, или же потому, что способно воспринять его; и точно так же врачебное по
отношению к врачебному искусству (одно называется так потому, что владеет
этим искусством, другое - потому, что имеет способность к нему,
третье-потому, что оно его применение), и мы можем привести и другие случаи
подобного же словоупотребления. Так вот, таким же точно образом и о сущем
говорится в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу;
одно называется сущим потому, что оно сущность, другое - потому, что оно
состояние сущности, третье - потому, что оно путь к сущности, или
уничтожение и лишенность ее, или свойство ее, или то, что производит или
порождает сущность и находящееся в каком-то отношении к ней; или оно
отрицание чего-то из этого или отрицание самой сущности, почему мы и о
не-сущем говорим, что оно есть не-сущее. И подобно тому как все здоровое
исследуется одной наукой, точно так же обстоит дело и в остальных случаях.
Ибо одна наука должна исследовать не только то, что сказывается о
принадлежащем к одному [роду], но и то, что сказывается о том, что находится
в каком-то отношении к одному естеству: ведь и это в некотором смысле
сказывается о принадлежащем к одному [роду]. Поэтому ясно, что и сущее как
таковое должно исследоваться одной наукой. А наука всюду исследует главным
образом первое - то, от чего зависит остальное и через что это остальное
получает свое название. Следовательно, если первое - сущность, то философ,
надо полагать, должен знать начала и причины сущностей.

Каждый род [существующего] исследуется одной наукой, так же как
воспринимается одним чувством; так, грамматика, например, будучи одной
наукой, исследует все звуки речи. Поэтому и все виды сущего как такового
исследует одна по роду наука, а отдельные виды - виды этой науки.

Итак, сущее и единое - одно и то же, и природа у них одна, поскольку
они сопутствуют друг другу так, как начало и причина, но не в том смысле,
что они выражаемы через одно и то же определение (впрочем, дело не меняется,
если мы поймем их и так; напротив, это было бы даже удобнее). Действительно,
одно и то же - "один человек" и "человек", "существующий человек" и
"человек", и повторение в речи "он есть один человек" и "он есть человек" не
выражает что-то разное (ясно же, что ["сущее"] не отделяется [от "единого"]
ни в возникновении, ни в уничтожении), и точно так же "единое" [от "сущего"
по отделяется]; так что очевидно, что присоединение их не меняет здесь
смысла и что "единое" не есть здесь что-то другое по сравнению с сущим.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz