|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 37 |
Если
же те, кто искал элементы вещей, искали и эти начала, то и искомые ими
элементы должны быть элементами не сущего как чего-то привходящего, а сущего
как такового. А потому и нам необходимо постичь первые причины сущего как
такового.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О сущем говорится, правда, в различных значениях, но всегда по
отношению к чему-то одному, к одному естеству и не из-за одинакового имени,
а так, как все здоровое, например, относится к здоровью или потому, что
сохраняет его, или потому, что содействует ему, или потому, что оно признак
его, или же потому, что способно воспринять его; и точно так же врачебное по
отношению к врачебному искусству (одно называется так потому, что владеет
этим искусством, другое - потому, что имеет способность к нему,
третье-потому, что оно его применение), и мы можем привести и другие случаи
подобного же словоупотребления. Так вот, таким же точно образом и о сущем
говорится в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу;
одно называется сущим потому, что оно сущность, другое - потому, что оно
состояние сущности, третье - потому, что оно путь к сущности, или
уничтожение и лишенность ее, или свойство ее, или то, что производит или
порождает сущность и находящееся в каком-то отношении к ней; или оно
отрицание чего-то из этого или отрицание самой сущности, почему мы и о
не-сущем говорим, что оно есть не-сущее. И подобно тому как все здоровое
исследуется одной наукой, точно так же обстоит дело и в остальных случаях.
Ибо одна наука должна исследовать не только то, что сказывается о
принадлежащем к одному [роду], но и то, что сказывается о том, что находится
в каком-то отношении к одному естеству: ведь и это в некотором смысле
сказывается о принадлежащем к одному [роду]. Поэтому ясно, что и сущее как
таковое должно исследоваться одной наукой. А наука всюду исследует главным
образом первое - то, от чего зависит остальное и через что это остальное
получает свое название. Следовательно, если первое - сущность, то философ,
надо полагать, должен знать начала и причины сущностей.
Каждый род [существующего] исследуется одной наукой, так же как
воспринимается одним чувством; так, грамматика, например, будучи одной
наукой, исследует все звуки речи. Поэтому и все виды сущего как такового
исследует одна по роду наука, а отдельные виды - виды этой науки.
Итак, сущее и единое - одно и то же, и природа у них одна, поскольку
они сопутствуют друг другу так, как начало и причина, но не в том смысле,
что они выражаемы через одно и то же определение (впрочем, дело не меняется,
если мы поймем их и так; напротив, это было бы даже удобнее). Действительно,
одно и то же - "один человек" и "человек", "существующий человек" и
"человек", и повторение в речи "он есть один человек" и "он есть человек" не
выражает что-то разное (ясно же, что ["сущее"] не отделяется [от "единого"]
ни в возникновении, ни в уничтожении), и точно так же "единое" [от "сущего"
по отделяется]; так что очевидно, что присоединение их не меняет здесь
смысла и что "единое" не есть здесь что-то другое по сравнению с сущим.
|
|