Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 160

В некоторых случаях определенность не существует помимо
составной сущности, например форма дома, если только не иметь в виду
искусство (у подобных форм нет также возникновения и уничтожения, но в ином
смысле существует и не существует дом без материи, здоровье и все то, что
зависит от искусства); а если действительно [имеется отдельное существование
форм], то это у природных вещей. Потому-то Платон неплохо сказал, что
эйдосов имеется столько, сколько есть [видов] природных вещей, если [вообще]
существуют эйдосы, отличные от таких вещей, как огонь, мясо, голова: ведь
все это есть материя, а именно последняя материя того, что есть сущность в
наибольшей мере. Движущие причины предшествуют тому, что вызвано ими, а
причины в смысле формы (ho's ho logos) существуют одновременно с ним; в
самом деле, когда человек здоров, тогда имеется и здоровье, одновременно
существуют облик медного шара и медный шар. А остается ли какая-нибудь
[форма] и впоследствии - это надо рассмотреть. В некоторых случаях этому
ничто не мешает; например, не такова ли душа - не вся, а ум (чтобы вся душа
оставалась - это, пожалуй, невозможно). Таким образом, ясно, что нет
необходимости в существовании идей, по крайней мере на этом основании: ведь
человек рождает человека, единичный человек - какого-нибудь одного; и так же
обстоит дело и в области искусств: врачебное искусство есть [причина]
здоровья как форма (ho logos)



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Причины и начала в одном смысле разные у разных предметов, а в другом -
если иметь в виду общее [в них] и соответствие между ними - они одни и те же
у всех. В самом деле, можно было бы спросить, разные ли или одни и те же
начала и элементы сущностей и отношений, и точно так же относительно каждой
категории. Однако было бы нелепо, если бы они были одни и те же у всех. Ведь
в таком случае отношения и сущности происходили бы из одного и того же. Но
что же это такое? Ведь наряду с сущностью и остальными родами сказываемого
нет чего-либо общего им; между тем элемент должен предшествовать тому,
элемент чего он есть. Поистине ни сущность не есть элемент для отношений, ни
отношения - элемент для сущности. Кроме того, как это возможно, чтобы у
всего были одни и те же элементы? Ведь ни один из элементов не может быть
тождествен тому, что состоит из элементов, например: Б или А не тождественно
БА (также, конечно, ничто умопостигаемое не есть элемент, например сущее или
единое: ведь они присущи и всякому составному [целому]). Значит, ни один
элемент не будет ни сущностью, ни отношением; между тем это было бы
необходимо. Стало быть, нет одних и тех же элементов для всего. - Или же,
как мы утверждаем, они в одном смысле одни и те же, а в другом нет;
например, можно сказать, что у чувственно воспринимаемых тел теплое есть
элемент как форма, а в другом смысле - холодное как лишенность [формы]; а
как материя - то, что как первое сама по себе есть в возможности то и
другое.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz