Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 95



И не только в отношении сущности это рассуждение доказывает, что форма
не возникает; оно одинаково применимо ко всем основным [родам сущего]: и к
количеству, и к качеству, и ко всем остальным родам сущего. Ибо подобно тому
как возникает медный шар, но не шар и не медь, и как это бывает с медью,
если она возникает (воль материя и форма здесь всегда должны уже быть
налицо), так же обстоит дело и с сутью вещи, и с качеством ее, и с
количеством, и одинаково с остальными родами сущего: ведь возникает не
качество, а кусок дерева такого-то качества, не величина, а кусок дерева или
живое существо такой-то величины. А как особенность сущности можно из этих
примеров извлечь, что одной сущности необходимо должна предшествовать другая
сущность, которая создает ее, находясь в состоянии осуществленности,
например живое существо, если возникает живое существо; между тем нет
необходимости, чтобы какое-нибудь качество или количество предшествовало
[другому], разве только в возможности.




ГЛАВА ДЕСЯТАЯ



Так как определение - это обозначение, а всякое обозначение имеет части
и так же, как обозначение относится к предмету, так и часть его относится к
части предмета, то возникает затруднение, должно ли обозначение отдельных
частей содержаться в обозначении целого или нет. В некоторых случаях оно
явно содержится в нем, в других нет. Обозначение круга не включает в себя
обозначения отрезков, а в обозначении слога содержится обозначение его
элементов, хотя и круг делится на отрезки так же, как слог - на элементы.
Кроме того, если части предшествуют (protera) целому, а острый угол - часть
прямого, и палец - часть живого существа, то можно было бы подумать, что
острый угол предшествует прямому и палец предшествует человеку. По-видимому,
однако, эти последние первее (protera): ведь обозначение первых дается на
основе последних, которые первее и потому, что могут существовать без
первых.

А впрочем, о части говорится в различных значениях, и одно из них -
мера, прилагаемая к количеству. Но это оставим в стороне, а исследуем то, из
чего как частей состоит сущность. Так вот, если материя - это одно,
форма-другое, то, что из них,-третье, а сущность есть и материя, и форма, и
то, что из них, те в одном смысле и о материи говорится как о части чего-то,
а в другом - нет, а как о части говорится лишь о том, из чего состоит
обозначение формы. Так, плоть не есть часть вогнутости (ведь она та материя,
на которой образуется вогнутость), но она часть курносости; и медь есть
часть изваяния как целого, но не часть изваяния, поскольку под ним
подразумевается форма (ведь говоря о какой-либо вещи, следует разуметь форму
или вещь, поскольку она имеет форму, но никогда не следует подразумевать под
вещью материальное, как оно есть само по себе). Вот почему обозначение круга
не заключает в себе обозначения отрезков а в обозначение слога входит
обозначение элементов ибо элементы слога суть части обозначения формы, а не
материи, между тем отрезки круга - это часть в смысле материи, в которой
осуществляется [форма]; все же они ближе к форме, нежели медь, когда меди
придается круглость.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz