|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 126 |
А существо единого иногда будет присуще одному из
этих видов, иногда чему-то другому, что даже ближе к [непосредственному
значению] слова "единое", тогда как указанные вещи едины в возможности), так
же как это следовало бы говорить об элементе и причине, если бы надо было, с
одной стороны, различать, какие вещи к ним относятся, а с другой - давать
определение самого имени. Ибо в одном смысле элемент есть огонь (и пожалуй,
само по себе также и беспредельное [2] или еще что-то в этом роде есть
элемент), а в другом смысле нет: ведь существо огня и существо элемента не
одно и то же, а как определенная вещь и естество элемент есть огонь; слово
же "элемент" обозначает нечто привходящее для огня, а именно что что-то
возникает из него как из первоосновы. То же можно сказать и о причине, и о
едином, и обо всем подобном им. Поэтому и быть единым - значит быть
неделимым именно как определенным нечто и существующим отдельно либо
пространственно, либо по виду, либо в мысли; иначе говоря, это значит быть
целым и неделимым, а скорее всего быть первой мерой для каждого рода,
главным образом для количества; ведь отсюда [это значение единого] перешло
на другие [роды сущего]. Мера есть то, чем познается количество; а
количество как таковое познается или через единое, или через число [3] а
всякое число - через единое, так что всякое количество как таковое познается
через единое, и то первое, чем познаются количества, есть само единое; а
потому единое есть начало числа как такового. Отсюда и во всех остальных
областях мерой называется то первое, чем каждая вещь познается, и для
каждого мерой служит единое - в длине, в ширине, в глубине, в тяжести, в
скорости ("тяжесть" и "скорость" одинаково применимы к противоположностям,
ибо каждая из них имеет двоякое значение; так, тяжесть приписывается и тому,
что имеет хоть какой-либо вес, и тому, что имеет чрезвычайно большой вес, а
скорость - и тому, что совершает хоть какое-либо движение, и тому, что
движется чрезвычайно быстро: ведь есть некоторая скорость и у того, что
движется медленно, а тяжесть - у более легкого).
Так вот, во всех этих случаях мерой и началом служит нечто единое и
неделимое, ибо и при измерении линий мы как неделимой пользуемся линией
величиною в одну стопу: всюду в качестве меры ищут нечто единое и неделимое,
а таково простое или по качеству, или по количеству. А где представляется
невозможным что-то отнять или прибавить, там мера точна (поэтому мера числа
самая точная: ведь единица принимается как нечто во всех отношениях
неделимое); а во всех остальных случаях стараются брать эту меру как
образец: у стадия, у таланта и вообще у того, что покрупнее, бывает менее
заметно, когда что-то прибавляют к ним или отнимают от них, чем у величины
меньших размеров. Поэтому все делают мерой то, что как первое по
свидетельству чувственного восприятия не допускает [такого прибавления или
отнятия],- и для жидкого и сыпучего, и для имеющего тяжесть или величину, и
полагают, что знают количество, когда знают его с помощью этой меры.
|
|