Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 126

А существо единого иногда будет присуще одному из
этих видов, иногда чему-то другому, что даже ближе к [непосредственному
значению] слова "единое", тогда как указанные вещи едины в возможности), так
же как это следовало бы говорить об элементе и причине, если бы надо было, с
одной стороны, различать, какие вещи к ним относятся, а с другой - давать
определение самого имени. Ибо в одном смысле элемент есть огонь (и пожалуй,
само по себе также и беспредельное [2] или еще что-то в этом роде есть
элемент), а в другом смысле нет: ведь существо огня и существо элемента не
одно и то же, а как определенная вещь и естество элемент есть огонь; слово
же "элемент" обозначает нечто привходящее для огня, а именно что что-то
возникает из него как из первоосновы. То же можно сказать и о причине, и о
едином, и обо всем подобном им. Поэтому и быть единым - значит быть
неделимым именно как определенным нечто и существующим отдельно либо
пространственно, либо по виду, либо в мысли; иначе говоря, это значит быть
целым и неделимым, а скорее всего быть первой мерой для каждого рода,
главным образом для количества; ведь отсюда [это значение единого] перешло
на другие [роды сущего]. Мера есть то, чем познается количество; а
количество как таковое познается или через единое, или через число [3] а
всякое число - через единое, так что всякое количество как таковое познается
через единое, и то первое, чем познаются количества, есть само единое; а
потому единое есть начало числа как такового. Отсюда и во всех остальных
областях мерой называется то первое, чем каждая вещь познается, и для
каждого мерой служит единое - в длине, в ширине, в глубине, в тяжести, в
скорости ("тяжесть" и "скорость" одинаково применимы к противоположностям,
ибо каждая из них имеет двоякое значение; так, тяжесть приписывается и тому,
что имеет хоть какой-либо вес, и тому, что имеет чрезвычайно большой вес, а
скорость - и тому, что совершает хоть какое-либо движение, и тому, что
движется чрезвычайно быстро: ведь есть некоторая скорость и у того, что
движется медленно, а тяжесть - у более легкого).

Так вот, во всех этих случаях мерой и началом служит нечто единое и
неделимое, ибо и при измерении линий мы как неделимой пользуемся линией
величиною в одну стопу: всюду в качестве меры ищут нечто единое и неделимое,
а таково простое или по качеству, или по количеству. А где представляется
невозможным что-то отнять или прибавить, там мера точна (поэтому мера числа
самая точная: ведь единица принимается как нечто во всех отношениях
неделимое); а во всех остальных случаях стараются брать эту меру как
образец: у стадия, у таланта и вообще у того, что покрупнее, бывает менее
заметно, когда что-то прибавляют к ним или отнимают от них, чем у величины
меньших размеров. Поэтому все делают мерой то, что как первое по
свидетельству чувственного восприятия не допускает [такого прибавления или
отнятия],- и для жидкого и сыпучего, и для имеющего тяжесть или величину, и
полагают, что знают количество, когда знают его с помощью этой меры.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz