Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 21


Но поскольку трудность двоякая, причина ее, быть может, не в вещах, а в
нас самих: действительно, каков дневной свет для летучих мышей, таково для
разума в нашей душе то, что по природе своей очевиднее всего. И справедливо
быть признательным не только тем, чьи мнения мы можем разделить, но и тем,
кто высказался более поверхностно: ведь и они в чем-то содействовали истине,
упражняя до нас способность [к познанию]. В самом деле, если бы не было
Тимофея, мы не имели бы многих лирических песен; а если бы не было Фринида,
то не было бы Тимофея. То же можно сказать и о тех, кто говорил об истине, -
от одних мы позаимствовали некоторые мнения, а благодаря другим появились
эти.
Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В самом
деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося
деятельности, - дело: ведь люди деятельные даже тогда, когда они
рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вечное, а вещь в ее отношении к
чему-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины, не зная причины. А из
всех вещей тем или иным свойством в наибольшей степени обладает та,
благодаря которой такое же свойство присуще и другим; например, огонь
наиболее тепел, потому что он и для других вещей причина тепла. Так что и
наиболее истинно то, что для последующего есть причина его истинности.
Поэтому и начала вечно существующего всегда должны быть наиболее истинными:
они ведь истинны не временами и причина их бытия не в чем-то другом, а,
наоборот, они сами причина бытия всего остального; так что в какой мере
каждая вещь причастна бытию, в такой и истине.


ГЛАВА ВТОРАЯ



Ясно во всяком случае, что имеется некоторое начало и что причины
существующего не беспредельны - ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду.
В самом деле, не может одно возникать из другого как из материи
беспредельно, например: плоть из земли, земля из воздуха, воздух из огня, и
так безостановочно; точно так же и то, откуда начало движения, не составляет
беспредельного ряда, например так, что человек приведен в движение воздухом,
воздух - солнцем, солнце - враждой, и так далее без конца. Подобным же
образом и цель не может идти в бесконечность - хождение ради здоровья,
здоровье ради счастья, счастье ради чего-то еще, и так беспрестанно одно
ради другого. И точно так же дело обстоит и с сутью бытия вещи. Ибо в
отношении средних [звеньев], вне которых имеется что-то последнее и что-то
предшествующее, предшествующее необходимо должно быть причиной последующего.
Если нам надо сказать, что из этих трех есть причина, то мы укажем первое,
во всяком случае не последнее, ибо то, что в конце, ни для чего не есть
причина; во и не среднее, ибо оно причина только одного (при этом не имеет
никакого значения, будет ли одно среднее или больше, бесконечное ли
множество средних [звеньев] или конечное). У беспредельного в этом смысле и
у беспредельного вообще все части одинаково средние, вплоть до ныне
рассматриваемой; так что если нет ничего первого, то вообще нет никакой
причины.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz