Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 189



Далее, они никак не доказывают, как может число возникать из единого и
множества; так вот, как бы они об этом ни говорили, здесь получаются те же
затруднения, что и для тех, кто выводит число из единого и неопределенной
двоицы . Один считает число возникающим из того, что сказывается как общее,
а не из какого-нибудь определенного множества, а другой - из некоторого
определенного множества, притом из первого (полагая, что двойка есть первое
множество ). Поэтому нет, можно сказать, никакой разницы [между этими
мнениями], а затруднения последуют одни и те же, идет ли дело о смешении,
или полагании, или слиянии, или возникновении и тому подобном А особенно
можно было бы спросить: если каждая единица одна, то из чего она получается?
Ведь каждая из них, конечно, не есть само-по-себе-единое. Поэтому
необходимо, чтобы она получалась из самого-по-себе-единого и множества или
из части множества. Считать же единицу неким множеством нельзя, так как она
неделима; а предположение, что она получается из части множества, порождает
многие другие затруднения; в самом деле, каждая из таких частей должна быть
неделимой (или же множеством, т. е. быть делимой единицей), и единое и
множество не будут элементами (ведь каждая единица тогда не будет состоять
из множества и единого). Кроме того, тот, кто это говорит, признает здесь не
что иное, как другое число: ведь множество неделимых [единиц] и есть некое
число. Далее следует спросить и у тех, кто так говорит, беспредельно ли
число или ограниченно ведь у них, кажется, было ограниченным и множество, из
которого и из единого получаются предельные единицы. А
само-по-себе-множество и беспредельное множество-разное . Так вот, какое же
множество есть вместе с единым элемент? Подобным же образом можно было бы
спросить и о точке как элементе, из которого они выводят пространственные
величины. Ведь эта точка во всяком случае не единственно существующая точка.
Так вот, откуда же возникает каждая из других точек? Конечно же, не из
пространственного промежутка и са-мой-по-себе-точки. А с другой стороны, и
части такого промежутка не могут быть неделимыми частями наподобие тех
частей множества, из которых они выводят единицы . Ведь число составляется
из неделимых [частей], а пространственные величины - нет.

Таким образом, все эти и другие тому подобные [рассуждения] делают
очевидным, что число и пространственные величины не могут существовать
отдельно. Далее, разногласие во взглядах [прежних философов] на числа есть
признак того, что недостоверность самих предметов приводит их в
замешательство. А именно: те, кто помимо чувственно воспринимаемого признает
только математические предметы, видя всю неудовлетворительность и
произвольность учения об эйдосах, отказались от эйдетического числа и
признали существующим математическое число . С другой стороны, те, кто хотел
в одно и то же время признать эйдосы также числами, но не видел, как сможет
математическое число в случае принятия таких начал существовать помимо
эйдетического, на словах отождествляли число эйдетическое и число
математическое на деле же математическое отвергли (они ведь выставляют свои
особые, а не математические предпосылки).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz