|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 164 |
Поэтому Хаос и Ночь не существовали
бесконечное время, а всегда существовало одно и то же, либо чередуясь, либо
иным путем, если только деятельность предшествует способности. Если же
постоянно чередуется одно и то же, то всегда должно оставаться нечто,
действующее одним и тем же образом . А если необходимы возникновение и
гибель, то должно быть нечто другое, что всегда действует по-разному .
Следовательно, оно должно таким-то образом действовать само по себе а другим
- по отношению к другому , либо, значит, по отношению к чему-то третьему,
либо по отношению к тому, что было указано первым. Необходимым образом,
конечно, по отношению к первому, которое со своей стороны есть причина и для
себя, и для третьего . Поэтому первое предпочтотельнее: оно ведь и было
причиной постоянного единообразия , а причина разнообразия - другое ;
причина же постоянного разнообразия лежит, это ясно, в них обоих . Стало
быть, именно так обстоит дело с движениями. Какая поэтому надобность искать
еще другие начала?
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
А так как дело может обстоять таким именно образом (иначе все должно
было бы произойти из Ночи, или смеси всех вещей, или из не-сущего), то
затруднение можно считать устраненным. А именно: существует нечто вечно
движущееся беспрестанным движением, а таково движение круговое; и это ясно
не только на основе рассуждений, но и из самого дела, так что первое небо
можно считать, вечно. Следовательно, существует и нечто, что его движет. А
так как то, что и движется и движет, занимает промежуточное положение, то
имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть
сущность и деятельность И движет так предмет желания и предмет мысли; они
движут, не будучи приведены в движение. А высшие предметы желания и мысли
тождественны друг другу, ибо предмет желания - это то, что кажется
прекрасным, а высший предмет воли - то, что на деле прекрасно. Ведь мы
скорее желаем чего-то потому, что оно кажется нам хорошим, а не потому оно
кажется нам хорошим, что мы его желаем, ибо начало - мысль. Ум приводится в
движение предметом мысли, а один из двух рядов [бытия] сам по себе есть
предмет мысли; и первое в этом ряду - сущность, а из сущностей - сущность
простая и проявляющая деятельность (единое же и простое не одно и то же:
единое означает меру, а простое-свойство самой вещи). Однако прекрасное и
ради себя предпочтительное также принадлежат к этому же ряду: и первое
всегда есть наилучшее или соразмерное наилучшему
А что целевая причина находится среди неподвижного - это видно из
различения: цель бывает для кого-то и состоит в чем-то, и в последнем случае
она имеется [среди неподвижного], а в первом нет. Так вот, движет она, как
предмет любви [любящего], а приведенное ею в движение движет остальное. Если
же нечто приводится в движение, то в отношении его возможно и изменение;
поэтому если деятельность чего-то есть первичное пространственное движение ,
то, поскольку здесь есть движение, постольку во всяком случае возможна и
перемена - перемена в пространстве, если не в сущности; а так как есть нечто
сущее в действительности, что движет, само будучи неподвижным, то в
отношении его перемена никоим образом невозможна.
|
|