Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 74






ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ



"Иметь" или "держать" (echem) означает разное: обращаться с чем-то
согласно своей природе или согласно своему влечению; поэтому говорят, что
лихорадка "держит" человека, и тираны "держат" города, а те, кто одевается,
имеют одежду; (2) содержать в себе как в способном к восприниманию,
например, медь имеет форму изваяния, а тело - болезнь; содержать так, как
объемлющее содержит объемлемое им, ибо о том, в чем находится объемлемое,
говорят, что оно содержит его; например, мы говорим, что сосуд содержит
влагу, город - людей, а корабль - моряков, и точно так же целое - части. О
том, что мешает чему-то двигаться или действовать согласно своему влечению,
говорят, что оно удерживает его, как, например, колонны держат лежащую на
них тяжесть, и таким же образом поэты заставляют Атланта держать небо, так
как иначе оно обрушилось бы на землю, как говорят и некоторые из тех, кто
размышляет о природе. В этом же смысле и о том, что держит вместе
что-нибудь, говорят, что оно удерживает то, что держит вместе, так как иначе
все это распалось бы - каждое согласно своему влечению.

А "быть в чем-нибудь" означает нечто сходное и соответственное со
значениями "иметь".




ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ



"Быть из чего-то" (ektines) означает: состоять из чего-то как из
материи, притом двояким образом - или это относится к первому роду или к
последнему виду; например так, как все плавкое состоит из воды, и так, как
изваяние - из меди; быть из чего-то как из первого вызвавшего движение
начала (например, "из" чего битва? Из ссоры, потому что ссора-начало битвы);
принадлежать к тому, что состоит из материи и формы (morphe), например:
части - "из" целого, стих - "из" "Илиады" и камни - "из" дома, ибо
форма-цель, а закончено то, что достигло цели; быть составленным как форма
(eidos) из части, например: "человек" - из "двуногого", "слог" - из "звука
речи"; а это имеет другой смысл, чем тот, в каком изваяние - из меди: ведь
составная сущность-"из" чувственно воспринимаемой матерни, а форма, хотя она
также "из" материи, во "из" материи, свойственной форме. Итак, в одних
случаях "быть из чего-то" говорится в указанных смыслах, а в других когда
одно из этих значений применимо к тому, что происходит из некоторой части
другого, например: ребенок - "из" отца и матери, растения - "из" земли, так
как они "из" некоторой части этих вещей. "Быть из чего-то" означает также
происходить после чего-то во времени, например: "из" дня-ночь, "из"
затишья-буря, так как одно происходит после другого. В одних из этих случаев
так говорится потому, что одно переходит в другое, как в только что
приведенных примерах, в иных - лишь потому, что одно следует другому во
времени, например: "из" равноденствия последовало морское путешествие, так
как оно произошло после равноденствия, и "из" праздника Дионисий - праздник
Тартелий, так как он бывает после Дионисий.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz