Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 80

Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее - что
оно такое и каково все присущее ему как сущему.




ГЛАВА ВТОРАЯ



А так как о сущем вообще говорится в различных значениях, из которых
одно, как было сказано, - это сущее в смысле привходящего, другое - сущее в
смысле истины (и не-сущее в смысле ложного), а кроме того, разные виды
категорий, как, например, суть вещи, качество, количество, "где", "когда" и
еще что-нибудь, что может быть обозначено этим способом, а затем, помимо
этого, сущее в возможности и сущее в действительности, - то прежде всего
следует сказать о сущем в смысле привходящего, что о нем нет никакого
учения. Доказательство тому-то, что никакому учению нет дела до него: ни
учению о деятельности, ни учению о творчестве, ни учению об умозрительном. В
самом деле, и тот, кто строит дом, не строит того, что привходящим образом
получается вместе с возникновением дома (ведь такого-бесчисленное множество:
ничто не мешает, чтобы построенный дом для одних был приятен, для других -
вреден, для третьих - полезен и чтобы он был отличен от всех, можно сказать,
существующих вещей; ни с чем из всего этого домостроительное искусство не
имеет дела); равным образом геометр не рассматривает такого привходящего у
фигур и не спрашивает, отличаются ли между собой "треугольник" и
"треугольник, углы которого [в совокупности] равны двум прямым". И это имеет
разумное основание: ведь привходящее есть как бы одно лишь наименование.
Поэтому Платон был до известной степени прав, когда указывал, что не-сущее -
это область софистики. В самом деле, рассуждения софистов, можно сказать,
больше всего другого имеют дело с привходящим, например: рассуждение о том,
разное ли или одно и то же образованность в искусстве и знание языка, точно
так же, разное ли или одно и то же образованный Кориск и Кориск и можно ли
обо всем, что существует, но существует не всегда, сказать, что оно стало,
так что если человек, будучи образованным в искусстве, стал сведущим в
языке, то значит, он, будучи сведущим в языке, стал образованным в
искусстве, и другие тому подобные рассуждения. А ведь очевидно, что
привходящее есть нечто близкое к не-сущему. И это ясно и из таких
рассуждений: у того, что существует иным образом, имеет место и
возникновение и уничтожение, а у того, что есть привходящим образом, того и
другого нет. Но все же необходимо еще сказать о привходящем, насколько это
возможно, какова его природа и по какой причине оно есть, так как вместе с
этим станет, может быть, ясно и то, почему нет науки о нем.

И вот, так как с одним из существующего дело обстоит одинаково всегда и
по необходимости (это необходимость не в смысле насилия, а в смысле того,
что иначе быть не может), с другим же не по необходимости и не всегда, а
большей частью, - то это начало и это причина того, что существует
привходящее, ибо то, что существует не всегда и не большей частью, мы
называем случайным, или привходящим.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz