Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 55





* КНИГА ПЯТАЯ *



ГЛАВА ПЕРВАЯ



Началом называется то в вещи,откуда начинается движение,например,у
линии и у пути отсюда одно начало,а с противоположной стороны - другое;то,
откуда всякое дело лучше всего может удасться,например,обучение надо иногда
начинать не с первого и не с того,что есть начало в предмете,а оттуда,откуда
легче всего научиться; та составная часть вещи,откуда как от первого она
возникает, например: у судна - основной брус и у дома - основание, а у живых
существ одни полагают, что это сердце, другие - мозг, третьи какая-то другая
такого рода часть тела, то, что, не будучи основной частью вещи, есть
первое, откуда она возникает, или то, откуда как от первого естественным
образом начинается движение и изменение,например: ребенок - от отца и
матери, ссора из-за поношения; то, по чьему решению двигается движущееся и
изменяется изменяющееся, как, например, начальствующие лица в полисах и
власть правителей, царей и тиранов; началами называются и искусства, причем
из них прежде всего искусства руководить; то, откуда как от первого
познается предмет, также называется его началом, например основания
доказательств. И о причинах говорится в стольких же смыслах, что и о
началах, ибо все причины суть начала. Итак, для всех начал обще то, что они
суть первое, откуда то или иное есть, или возникает, или познается; при этом
одни начала содержатся в вещи, другие находятся вне ее. Поэтому и природа, и
элемент, и замысел (dianoia), и решение, и сущности., и цель суть начала: у
многого благое и прекрасное суть начало познания и движения.



ГЛАВА ВТОРАЯ



Причиной называется то содержимое вещи, из чего она возникает;
например, медь-причина изваяния и серебро-причина чаши, а также их роды суть
причины; форма, или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи, а
также роды формы, или первообраза (например, для октавы-отношение двух к
одному и число вообще), и составные части определения; то, откуда берет
первое свое начало изменение или переход в состояние покоя; например,
советчик есть причина, и отец - причина ребенка, и вообще производящее есть
причина производимого, и изменяющее - причина изменяющегося; цель, т. е. То,
ради чего, например, цель гулянья - здоровье. В самом деле, почему человек
гуляет? Чтобы быть здоровым, говорим мы. И, сказав так, мы считаем, что
указали причину. Причина - это также то, что находится между толчком к
движению и целью, например: причина выздоровления-исхудание, или очищение,
или лекарства, или врачебные орудия; все это служит цели, а отличается одно
от другого тем, что в одном случае это орудие, в другом-действие.

О причинах, таким образом, говорится, пожалуй. в стольких смыслах, а
так как о причинах говорится в различных значениях, то следует, что у одного
и того же бывает несколько причин, притом не как привходящее (например,
причины изваяния - и ваятельное искусство и медь, причем не в отношении
чего-то иного а поскольку оно изваяние; но они причины не в одном и том же
смысле, а одна из них в смысле материи, другая - как то, откуда движение).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz