Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 38


Кроме того, сущность каждой вещи есть "единое" не привходящим образом, и
точно так же она по существу своему есть сущее. Так что, сколько есть видов
единого, столько же и видов сущего, и одна и та же по роду наука исследует
их суть; я имею в виду, например, исследование тождественного, сходного и
другого такого рода, причем почто все противоположности сводятся к этому
началу ; однако об этом достаточно того, что было рассмотрено нами в
"Перечне противоположностей".

И частей философии стольно, сколько есть видов сущностей, так что одна
из них необходимо должна быть первой и какая-то другая-последующей. Ибо
сущее <и единое> непосредственно делятся на роды, а потому этим родам будут
соответствовать и науки. С философом же дело обстоит так же, как и с тем,
кого называют математиком: и математика имеет части, и в ней есть некая
первая и вторая наука и другие последующие.

Далее, так как одна наука исследует противолежащее одно другому, а
единому противолежит многое и так как отрицание и лишенность исследуются
одной наукой, потому что в обоих случаях исследуется нечто единое,
относительно чего имеется отрицание или лишенность (в самом дело, мы
говорим, что это единое или вообще не присуще чему-нибудь или не присуще
какому-нибудь роду; при отрицании для единого не устанавливается никакого
отличия от того, что отрицается, ибо отрицание того, что отрицается, есть
его отсутствие; а при лишенности имеется и нечто лежащее в основе,
относительно чего утверждается, что оно чего-то лишено); так как, стало
быть, единому противостоит многое, то дело указанной нами науки познавать и
то, что противолежит перечисленному выше, а именно иное, или инаковое,
несходное и неравное, а также все остальное, производное от них или от
множества и единого. И сюда же принадлежит и противоположность: ведь и
противоположность есть некоторого рода различие, а различие есть инаковость
(heterotes). Поэтому так как о едином говорится в различных значениях, то и
о них, ковочно, будет говориться в различных значениях, но познание их всех
будет делом одной науки, ибо нечто исследуется разными науками не в том
случае, когда оно имеет различные значения, а в том, если их нельзя
поставить ни в подчинение, ни в какое-либо другое отношение к одному [и тому
же]. А так как все значения [в нашем случае] возводятся к чему-то первому,
например все, что обозначается как единое, - к первому единому, то нужно
признать, что так же обстоит дело и с тождественным, и с различным, а также
с [другими?] противоположностями. Поэтому, различив, в скольких значениях
употребляется каждое, надлежит затем указать, каково его отношение к первому
в каждом роде высказываний. А именно: одно имеет отношение к первому в силу
того, что обладает им, другое - в силу того, что производит его, третье -
иным подобного же рода образом.

Таким образом, совершенно очевидно, <об этом речь шла при изложении
затруднений>, что сущее, единое, противоположное и тому подобное, а также
сущность надлежит объяснять одной науке (а это был один из вопросов в
разделе о затруднениях).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz