|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 41 |
А
это и есть философ. А самое достоверное из всех начал - то, относительно
которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее
очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от
всякое предположительности. Действительно, начало, которое необходимо знать
всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение; а то,
что необходимо уже знать тому, что познает хоть что-нибудь он должен иметь,
уже приступая к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое начало
есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А
именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было
присуще одном) и тому же в одном и том же отношении (и все другое. что мы
могли бы еще уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных
затруднений)-это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит
данное выше определение. Конечно, не может кто бы то ни было считать одно и
то же существующим и не существующим, как это, по мнению некоторых,
утверждает Гераклит; но дело в том, что нет необходимости считать
действительным то, что утверждаешь на словах. Если невозможно, чтобы
противоположности были в одно и то же время присущи одному и тому же (пусть
будут даны нами обычные уточнения этого положения), и если там, где одно
мнение противоположно другому, имеется противоречие, то очевидно, что один и
тот же человек не может в одно и то же время считать одно и то же
существующим и не существующим; в самом деле, тот, кто в этом ошибается,
имел бы в одно и то же время противоположные друг другу мнения. Поэтому все,
кто приводит доказательство, сводят его к этому положению как к последнему:
ведь по природе оно начало даже для всех других аксиом.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Есть, однако, такие, кто, как мы сказали, и сам говорит, что одно и то
же может в одно и то же время и быть и не быть, и утверждает, что так
считать вполне возможно. Этого мнения придерживаются и многие рассуждающие о
природе. Мы же приняли, что в одно и то же время быть и не быть нельзя, и на
этом основании показали, что это самое достоверное из всех начал.
Так вот, некоторые по невежеству требуют, чтобы и оно было доказано,
ведь это невежество не знать, для чего следует искать доказательства и для
чего не следует. На самом же деле для всего без исключения доказательства
быть не может (ведь иначе приходилось бы идти в бесконечность, так что и в
этом случае доказательства не было бы); а если для чего-то не следует искать
доказательства, то они, надо полагать, не будут в состоянии сказать, какое
же начало считают они таким [не требующим доказательства] в большей мере.
И все же можно и относительно их утверждения доказать путем
опровержения, что так дело обстоять не может, если только возражающий против
нас что-то высказывает; если же он ничего не высказывает, то было бы смешно
искать доводы против того, у кого нет доводов ни для чего, именно поскольку
у него их нет: ведь такой человек, поскольку он такой, подобен ребенку.
|
|