|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 121 |
Следовательно, и отсюда ясно, что действительность также и в этом смысле
предшествует возможности, а именно по становлению и по времени.
Но конечно же, и по сущности действительность первее возможности,
прежде всего потому, что последующее по становлению первее по форме и
сущности (например, взрослый мужчина первее ребенка, и человек - первее
семени, ибо одно уже имеет свою форму, а другое-нет), а также потому, что
все становящееся движется к какому-то началу, т. е. к какой-то цели (ибо
начало вещи-это то, ради чего она есть, а становление - ради цели); между
тем цель - это действительность, и ради цели приобретается способность. Ведь
не для того, чтобы обладать зрением, видят живые существа, а, наоборот, они
обладают зрением для того, чтобы, видеть, и подобным образом они обладают
строительным искусством, чтобы строить, и способностью к умозрению, чтобы
заниматься умозрением, а не наоборот, будто они занимаются умозрением, чтобы
обладать способностью к умозрению,- разве лишь для упражнения; но в этом
случае не занимаются, [собственно говоря], умозрением, а делают это или ради
одного лишь упражнения, или нисколько не нуждаясь в умозрении. Кроме того,
материя есть в возможности, потому что может приобрести форму; а когда она
есть в действительности, у нее уже есть форма. И подобным образом дело
обстоит и у остального, в том числе и у того, цель чего - движение. Поэтому,
так же как учителя, показав учеников в их деятельности, полагают, что
достигли цели, так же обстоит дело и в природе. Если бы это было иначе,
получилось бы так, как с Гермесом Павсона: ведь и в отношении знания, так же
как и в отношении этого Гермеса, было бы неясно, находится ли оно внутри или
вовне. Ибо дело - цель, а деятельность - дело, почему и "деятельность"
(energeia) производно от "дела" (ergon) и нацелена на "осуществленность"
(entelecheia).
И хотя в одних случаях последнее - это применение [способности]
(например, у зрения - видение, и, помимо видения, зрение не совершает
никакой другой деятельности), а в некоторых случаях что-то возникает
(например, через строительное искусство - дом помимо самого строительства),
тем не менее деятельность в первом случае составляет цель, во втором - в
большей мере цель, чем способность есть цель, ибо строительство
осуществляется в том, что строится, и оно возникает и существует вместе со
строением. Итак, там, где возникающее есть что-то другое помимо применения
способности, действительность находить в том, что создается (например,
строительство - в том, что строится, ткачество - в том, что ткется, и
подобным же образом в остальных случаях, и вообще движение - в том, что
движется); а там, где нет какого-либо другого дела, помимо самой
деятельности, эта деятельность находится в том, что действует (например,
видение - в том, кто видит, умозрение - в том, кто им занимается, и жизнь -
в душе, а потому и блаженство, ибо блаженство - это определенного рода
жизнь); так что очевидно, что сущность и форма - это действительность.
|
|