Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 121


Следовательно, и отсюда ясно, что действительность также и в этом смысле
предшествует возможности, а именно по становлению и по времени.

Но конечно же, и по сущности действительность первее возможности,
прежде всего потому, что последующее по становлению первее по форме и
сущности (например, взрослый мужчина первее ребенка, и человек - первее
семени, ибо одно уже имеет свою форму, а другое-нет), а также потому, что
все становящееся движется к какому-то началу, т. е. к какой-то цели (ибо
начало вещи-это то, ради чего она есть, а становление - ради цели); между
тем цель - это действительность, и ради цели приобретается способность. Ведь
не для того, чтобы обладать зрением, видят живые существа, а, наоборот, они
обладают зрением для того, чтобы, видеть, и подобным образом они обладают
строительным искусством, чтобы строить, и способностью к умозрению, чтобы
заниматься умозрением, а не наоборот, будто они занимаются умозрением, чтобы
обладать способностью к умозрению,- разве лишь для упражнения; но в этом
случае не занимаются, [собственно говоря], умозрением, а делают это или ради
одного лишь упражнения, или нисколько не нуждаясь в умозрении. Кроме того,
материя есть в возможности, потому что может приобрести форму; а когда она
есть в действительности, у нее уже есть форма. И подобным образом дело
обстоит и у остального, в том числе и у того, цель чего - движение. Поэтому,
так же как учителя, показав учеников в их деятельности, полагают, что
достигли цели, так же обстоит дело и в природе. Если бы это было иначе,
получилось бы так, как с Гермесом Павсона: ведь и в отношении знания, так же
как и в отношении этого Гермеса, было бы неясно, находится ли оно внутри или
вовне. Ибо дело - цель, а деятельность - дело, почему и "деятельность"
(energeia) производно от "дела" (ergon) и нацелена на "осуществленность"
(entelecheia).

И хотя в одних случаях последнее - это применение [способности]
(например, у зрения - видение, и, помимо видения, зрение не совершает
никакой другой деятельности), а в некоторых случаях что-то возникает
(например, через строительное искусство - дом помимо самого строительства),
тем не менее деятельность в первом случае составляет цель, во втором - в
большей мере цель, чем способность есть цель, ибо строительство
осуществляется в том, что строится, и оно возникает и существует вместе со
строением. Итак, там, где возникающее есть что-то другое помимо применения
способности, действительность находить в том, что создается (например,
строительство - в том, что строится, ткачество - в том, что ткется, и
подобным же образом в остальных случаях, и вообще движение - в том, что
движется); а там, где нет какого-либо другого дела, помимо самой
деятельности, эта деятельность находится в том, что действует (например,
видение - в том, кто видит, умозрение - в том, кто им занимается, и жизнь -
в душе, а потому и блаженство, ибо блаженство - это определенного рода
жизнь); так что очевидно, что сущность и форма - это действительность.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz