|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 145 |
А вообще, если то, что им
говорится, правильно, то не может быть правильно и само это его утверждение,
а именно что одно и то же может в одно и то же время быть и не быть; в самом
деле, подобно тому как утверждение нисколько не более правильно, нежели
отрицание, если отделить их друг от друга, точно так же и тогда, когда оба
они вместе связываются как бы в одно утверждение, это целое, взятое в виде
утверждения, будет отнюдь не более истинно, нежели его отрицание [2]. Далее,
если ни о чем нельзя высказать истинное утверждение, то ложным было бы и
само это высказывание, что нет ни одного истинного утверждения. А если
истинное утверждение имеется, то было бы опровергнуто сказанное теми, кто
делает подобные возражения и [тем самым] совершенно исключает возможность
рассуждать.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Близко к изложенным здесь взглядам и сказанное Протагором, а именно: он
утверждал, что человек есть мера всех вещей, имея в виду лишь следующее: что
каждому кажется, то и достоверно. Но если это так, то выходит, что одно и то
же и существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие
противолежащие друг другу высказывания также верны, ибо часто одним кажется
прекрасным одно, а другим - противоположное, и что то, что кажется каждому,
есть мера. Это затруднение можно было бы устранить, если рассмотреть, откуда
такой взгляд берет свое начало. Некоторые стали придерживаться его, исходя,
по-видимому, из мнения тех, кто размышлял о природе, другие - исходя из
того, что не все судят об одном и том же одинаково, а одним вот это кажется
сладким, а другим - наоборот.
Что ничто не возникает из не-сущего, а все из сущего - это общее мнение
почто всех рассуждающих о природе [1]. А так как предмет не становится
белым, если он уже есть совершенно белый и ни в какой мере не есть не-белый,
то белое, можно подумать, возникает из не-белого [2] поэтому оно, по их
мнению, возникало бы из не-сущего, если бы не-белое не было тем же самым,
что и белое. Однако это затруднение устранить нетрудно: ведь в сочинениях о
природе [3] сказано, в каком смысле то, что возникает, возникает из
не-сущего, и в каком - из сущего.
С другой стороны, придавать одинаковое значение мнениям и
представлениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из
них должны быть ошибочными. А это явствует из того, что основывается на
чувственном восприятии: ведь никогда одно и то же не кажется одним -
сладким, другим - наоборот, если у одних из них не разрушен или не поврежден
орган чувства, т. е. способность различения вкусовых ощущений. А если это
так, то одних надо считать мерилом, других - нет. И то же самое говорю я и о
хорошем и о дурном, прекрасном и безобразном и обо всем остальном в этом
роде. В самом деле, отстаивать мнение, [что противолежащие друг другу
высказывания одинаково верны],- это все равно что утверждать, будто предмет,
который кажется двойным тому, кто нажимает снизу пальцем на глаз и тем самым
заставляет этот предмет казаться двойным вместо одного, не один, а два,
потому что он кажется двойным, и затем снова один, так как для тех, кто не
трогает глаз, одно и кажется одним.
|
|