Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 145

А вообще, если то, что им
говорится, правильно, то не может быть правильно и само это его утверждение,
а именно что одно и то же может в одно и то же время быть и не быть; в самом
деле, подобно тому как утверждение нисколько не более правильно, нежели
отрицание, если отделить их друг от друга, точно так же и тогда, когда оба
они вместе связываются как бы в одно утверждение, это целое, взятое в виде
утверждения, будет отнюдь не более истинно, нежели его отрицание [2]. Далее,
если ни о чем нельзя высказать истинное утверждение, то ложным было бы и
само это высказывание, что нет ни одного истинного утверждения. А если
истинное утверждение имеется, то было бы опровергнуто сказанное теми, кто
делает подобные возражения и [тем самым] совершенно исключает возможность
рассуждать.




ГЛАВА ШЕСТАЯ



Близко к изложенным здесь взглядам и сказанное Протагором, а именно: он
утверждал, что человек есть мера всех вещей, имея в виду лишь следующее: что
каждому кажется, то и достоверно. Но если это так, то выходит, что одно и то
же и существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие
противолежащие друг другу высказывания также верны, ибо часто одним кажется
прекрасным одно, а другим - противоположное, и что то, что кажется каждому,
есть мера. Это затруднение можно было бы устранить, если рассмотреть, откуда
такой взгляд берет свое начало. Некоторые стали придерживаться его, исходя,
по-видимому, из мнения тех, кто размышлял о природе, другие - исходя из
того, что не все судят об одном и том же одинаково, а одним вот это кажется
сладким, а другим - наоборот.

Что ничто не возникает из не-сущего, а все из сущего - это общее мнение
почто всех рассуждающих о природе [1]. А так как предмет не становится
белым, если он уже есть совершенно белый и ни в какой мере не есть не-белый,
то белое, можно подумать, возникает из не-белого [2] поэтому оно, по их
мнению, возникало бы из не-сущего, если бы не-белое не было тем же самым,
что и белое. Однако это затруднение устранить нетрудно: ведь в сочинениях о
природе [3] сказано, в каком смысле то, что возникает, возникает из
не-сущего, и в каком - из сущего.

С другой стороны, придавать одинаковое значение мнениям и
представлениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из
них должны быть ошибочными. А это явствует из того, что основывается на
чувственном восприятии: ведь никогда одно и то же не кажется одним -
сладким, другим - наоборот, если у одних из них не разрушен или не поврежден
орган чувства, т. е. способность различения вкусовых ощущений. А если это
так, то одних надо считать мерилом, других - нет. И то же самое говорю я и о
хорошем и о дурном, прекрасном и безобразном и обо всем остальном в этом
роде. В самом деле, отстаивать мнение, [что противолежащие друг другу
высказывания одинаково верны],- это все равно что утверждать, будто предмет,
который кажется двойным тому, кто нажимает снизу пальцем на глаз и тем самым
заставляет этот предмет казаться двойным вместо одного, не один, а два,
потому что он кажется двойным, и затем снова один, так как для тех, кто не
трогает глаз, одно и кажется одним.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz