Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 44



И вообще те, кто придерживается этого взгляда, на деле отрицают
сущность и суть бытия вещи: им приходится утверждать, что все есть
привходящее и что нет бытия человеком или бытия живым существом в
собственном смысле. В самом деле, если что-то есть бытие человеком в
собственном смысле, то это не бытие не-человеком или небытие человеком (и то
и другое ведь отрицания первого), ибо одним было означенное, а это было
сущностью чего-то. Означать же сущность чего-то имеет тот смысл, что бытие
им не есть нечто другое. Если же бытие человеком в собственном смысле значит
бытие не-человеком в собственном смысле или небытие человеком в собственном
смысле, то бытие человеком будет чем-то еще другим. А потому те, кто
придерживается этого взгляда, должны утверждать, что ни для одной вещи не
может быть такого [обозначающего сущность] определения, а что все есть
привходящее. Ведь именно этим отличаются между собой сущность и привходящее;
так, например, бледное есть нечто привходящее для человека, потому что он
бледен, но он не есть сама бледность. Если же обо всем говорилось бы как о
привходящем, то не было бы ничего первого, о чем [что-то сказывается], раз
привходящее всегда означает нечто высказываемое о некотором предмете.
Приходилось бы, стало быть, идти в бесконечность. Но это невозможно, так как
связывать друг с другом можно не более двух привходящих свойств. В самом
деле, привходящее не есть привходящее для привходящего, разве только когда
оба суть привходящее для одного и того же; я имею в виду, например, что
бледное образованно, а образованное бледно, поскольку оба они привходящее
для человека. Но "Сократ образован" имеет не тот смысл, что то и другое-
["Сократ" и "образованный"] - привходящи для чего-то другого. Стало быть,
так как об одних привходящих свойствах говорится в этом смысле, а о других -
в ранее указанном смысле, то привходящее, о котором говорится в таком
смысле, в каком бледное есть привходящее для Сократа, не может восходить до
бесконечности, как, например, для бледного Сократа нет другого еще
привходящего свойства, ибо из всей совокупности привходящих свойств не
получается чего-либо единого. Но и для "бледного", конечно, не будет
какого-то иного привходящего, например "образованное". Ведь "образованное"
есть привходящее для "бледного " не больше, чем "бледное" есть привходящее
для "образованного"; и вместе с тем было установлено, что имеется
привходящее в этом смысле и есть привходящее в том смысле, в каком
"образованное" есть привходящее для Сократа; в этом же последнем смысле
привходящее не есть привходящее для привходящего, а таково лишь привходящее
в первом смысле; следовательно, не все будет сказываться как привходящее.
Таким образом, и в этом случае должно существовать нечто, означающее
сущность. А если так, то доказано, что противоречащее одно другому не может
сказываться вместе.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz