|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 137 |
Итак, это [видовое] отличие должно быть
инаковостью рода; ибо инаковости] рода, которая самый род делает инаковым, я
называл различием.
И таким образом, различие это будет противоположением (это ясно и из
наведения): деление всякий раз производится посредством противолежащих друг
другу [признаков], а что противоположности находятся в одном и том же роде,
это доказано, ибо противоположность, как было показано,- это законченное
различие, а всякое различие по виду есть различие от чего-то в чем-то, а
потому это последнее есть для обеих вещей одно и то же, а именно род
(поэтому и все противоположности, различающиеся по виду, а не по роду,
находятся попарно в одной и той же категории и различаются между собой в
наивысшей степени - ведь их различие законченное - и вместе друг с другом [в
одном и том же] не бывают). Следовательно, видовое отличие есть
противоположение.
Итак, вот что значит быть инаковыми по виду: принадлежа к одному и тому
же роду, содержать в себе противоположение, будучи неделимым (тождественно
же по виду то, что, будучи неделимым, такового противоположения не содержит
в себе), ибо при делении [рода] противоположения возникают и у
промежуточного - до того, как доходят до далее неделимого. И поэтому ясно,
что тому, что обозначается как род, ни один из видов его не тождествен и не
отличен от него по виду (и это так и должно быть: ибо материя выявляется
через отрицание [формы], а род есть материя для того, родом чего он
обозначается - родом не в том смысле, как говорят о роде Гераклидов, а в
том, как он бывает в природе); то же можно сказать и относительно того, что
не принадлежит к тому же роду: от него оно будет отличаться по роду, по виду
же - [только] от того, что принадлежит к тому же роду. Ибо различие вещи от
того, от чего она различается по виду, должно быть противоположением; а
такое различие присуще лишь тому, что принадлежит к одному и тому же роду.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Можно было бы спросить, почему женщина и мужчина не различаются между
собой по виду, хотя женское и мужское противоположны друг другу, а различие
по виду есть противоположение; и точно так же - почему живое существо
женского и мужского пола не инаковое по виду, хотя это есть различие в живом
существе само по себе, а не такое, как бледность и смуглость,- "женское" и
"мужское" присуще живому существу как таковому. А вопрос этот почто тот же,
что и вопрос, почему одно противоположение создает различие по виду, а
другое нет, например: "обитающее на суше" и "обладающее крыльями" создают
такое различие, а бледность и смуглость нет. Или же дело в том, что первые -
это в собственном смысле свойства рода, а вторые - в меньшей степени? И так
как мы имеем, с одной стороны, определение, а с другой - материю, то
противоположения, относящиеся к определению, создают различие по виду, а
противоположения, связанные с материей, такого различия не создают.
|
|