Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 137

Итак, это [видовое] отличие должно быть
инаковостью рода; ибо инаковости] рода, которая самый род делает инаковым, я
называл различием.

И таким образом, различие это будет противоположением (это ясно и из
наведения): деление всякий раз производится посредством противолежащих друг
другу [признаков], а что противоположности находятся в одном и том же роде,
это доказано, ибо противоположность, как было показано,- это законченное
различие, а всякое различие по виду есть различие от чего-то в чем-то, а
потому это последнее есть для обеих вещей одно и то же, а именно род
(поэтому и все противоположности, различающиеся по виду, а не по роду,
находятся попарно в одной и той же категории и различаются между собой в
наивысшей степени - ведь их различие законченное - и вместе друг с другом [в
одном и том же] не бывают). Следовательно, видовое отличие есть
противоположение.

Итак, вот что значит быть инаковыми по виду: принадлежа к одному и тому
же роду, содержать в себе противоположение, будучи неделимым (тождественно
же по виду то, что, будучи неделимым, такового противоположения не содержит
в себе), ибо при делении [рода] противоположения возникают и у
промежуточного - до того, как доходят до далее неделимого. И поэтому ясно,
что тому, что обозначается как род, ни один из видов его не тождествен и не
отличен от него по виду (и это так и должно быть: ибо материя выявляется
через отрицание [формы], а род есть материя для того, родом чего он
обозначается - родом не в том смысле, как говорят о роде Гераклидов, а в
том, как он бывает в природе); то же можно сказать и относительно того, что
не принадлежит к тому же роду: от него оно будет отличаться по роду, по виду
же - [только] от того, что принадлежит к тому же роду. Ибо различие вещи от
того, от чего она различается по виду, должно быть противоположением; а
такое различие присуще лишь тому, что принадлежит к одному и тому же роду.




ГЛАВА ДЕВЯТАЯ



Можно было бы спросить, почему женщина и мужчина не различаются между
собой по виду, хотя женское и мужское противоположны друг другу, а различие
по виду есть противоположение; и точно так же - почему живое существо
женского и мужского пола не инаковое по виду, хотя это есть различие в живом
существе само по себе, а не такое, как бледность и смуглость,- "женское" и
"мужское" присуще живому существу как таковому. А вопрос этот почто тот же,
что и вопрос, почему одно противоположение создает различие по виду, а
другое нет, например: "обитающее на суше" и "обладающее крыльями" создают
такое различие, а бледность и смуглость нет. Или же дело в том, что первые -
это в собственном смысле свойства рода, а вторые - в меньшей степени? И так
как мы имеем, с одной стороны, определение, а с другой - материю, то
противоположения, относящиеся к определению, создают различие по виду, а
противоположения, связанные с материей, такого различия не создают.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz