Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 86

И прежде всего скажем о ней кое-что, исходя из ее
определения (logiekos),-что суть бытия каждой вещи означает то, что эта вещь
есть сама по себе. Быть человеком - это не то, что быть образованным, ведь
ты образован не в силу того, что ты - ты. Значит, то, что ты сам по себе,
есть суть твоего бытия. Однако не все, что само по себе, есть суть бытия
вещи: ведь не суть бытия вещи то, что она есть сама по себе таким же
образом, как поверхность бела, так как быть поверхностью не то же, что быть
белым. Но и сочетание того и другого - быть белой поверхностью - не есть
суть бытия поверхности. Почему? Потому, что присоединена сама вещь.
Следовательно, только определение, в котором сама вещь не упоминается, но
которое ее обозначает, и есть определение ее сути бытия, так что если быть
белой поверхностью означало бы быть гладкой поверхностью, то быть белым и
быть гладким означало бы одно и то же.

Но так как имеются сочетания и у других родов сущего (ведь какой-то
субстрат имеется для каждого из них, например: для качества, для количества,
для "когда" и "где" и для движения), то нужно рассмотреть, имеется ли
обозначение сути бытия для каждого из таких сочетаний и есть ли у них суть
бытия, например у "бледного человека" <суть бытия "бледного человека">.
Обозначим это сочетание словом "платье". Что такое [в этом случае] быть
платьем? Но это, [скажут], не принадлежит к тому, что обозначается как сущее
само по себе. Однако под тем, что не есть само по себе, разумеют двоякое:
то, что таково в силу присоединения его к другому, и то, что таково не в
силу этого. А именно: в первом случае нечто обозначается как то, что не есть
само по себе, потому, что при его определении присоединяют его к другому,
как, например, если кто, определяя, что такое быть бледным, приводил бы
определение бледного человека, а во втором случае нечто обозначается так
потому, что другое определяемое присоединяется к нему, например: если
"платье" означало бы "бледного человека", а "платье" определяли бы как
"бледное"; конечно, бледный человек есть нечто бледное, но суть его бытия
вовсе не в том, чтобы быть бледным.

Однако бытие платьем - есть ли это вообще некоторая суть бытия? Или же
нет? Ведь суть бытия (to ti en einai) вещи есть именно суть ti еn einai) ее;
а когда одно сказывается о другом [привходящим образом], то [сочетание их]
не есть по существу своему определенное нечто, например: бледный человек не
есть по существу своему определенное нечто, раз быть определенным нечто
свойственно лишь сущностям. Таким образом, суть бытия имеется только для
того, обозначение чего есть определение. А определение имеется не там, где
имя выражает то же, что и обозначение (иначе все обозначения были бы
определениями: ведь тогда имя будет равнозначно любому обозначению, так что
и "Илиада" будет определением), а там, где оно есть обозначение чего-то
первичного; а таково то, о чем говорят не так, как в тех случаях, когда одно
сказывается о другом [привходящим образом].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz