|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 86 |
И прежде всего скажем о ней кое-что, исходя из ее
определения (logiekos),-что суть бытия каждой вещи означает то, что эта вещь
есть сама по себе. Быть человеком - это не то, что быть образованным, ведь
ты образован не в силу того, что ты - ты. Значит, то, что ты сам по себе,
есть суть твоего бытия. Однако не все, что само по себе, есть суть бытия
вещи: ведь не суть бытия вещи то, что она есть сама по себе таким же
образом, как поверхность бела, так как быть поверхностью не то же, что быть
белым. Но и сочетание того и другого - быть белой поверхностью - не есть
суть бытия поверхности. Почему? Потому, что присоединена сама вещь.
Следовательно, только определение, в котором сама вещь не упоминается, но
которое ее обозначает, и есть определение ее сути бытия, так что если быть
белой поверхностью означало бы быть гладкой поверхностью, то быть белым и
быть гладким означало бы одно и то же.
Но так как имеются сочетания и у других родов сущего (ведь какой-то
субстрат имеется для каждого из них, например: для качества, для количества,
для "когда" и "где" и для движения), то нужно рассмотреть, имеется ли
обозначение сути бытия для каждого из таких сочетаний и есть ли у них суть
бытия, например у "бледного человека" <суть бытия "бледного человека">.
Обозначим это сочетание словом "платье". Что такое [в этом случае] быть
платьем? Но это, [скажут], не принадлежит к тому, что обозначается как сущее
само по себе. Однако под тем, что не есть само по себе, разумеют двоякое:
то, что таково в силу присоединения его к другому, и то, что таково не в
силу этого. А именно: в первом случае нечто обозначается как то, что не есть
само по себе, потому, что при его определении присоединяют его к другому,
как, например, если кто, определяя, что такое быть бледным, приводил бы
определение бледного человека, а во втором случае нечто обозначается так
потому, что другое определяемое присоединяется к нему, например: если
"платье" означало бы "бледного человека", а "платье" определяли бы как
"бледное"; конечно, бледный человек есть нечто бледное, но суть его бытия
вовсе не в том, чтобы быть бледным.
Однако бытие платьем - есть ли это вообще некоторая суть бытия? Или же
нет? Ведь суть бытия (to ti en einai) вещи есть именно суть ti еn einai) ее;
а когда одно сказывается о другом [привходящим образом], то [сочетание их]
не есть по существу своему определенное нечто, например: бледный человек не
есть по существу своему определенное нечто, раз быть определенным нечто
свойственно лишь сущностям. Таким образом, суть бытия имеется только для
того, обозначение чего есть определение. А определение имеется не там, где
имя выражает то же, что и обозначение (иначе все обозначения были бы
определениями: ведь тогда имя будет равнозначно любому обозначению, так что
и "Илиада" будет определением), а там, где оно есть обозначение чего-то
первичного; а таково то, о чем говорят не так, как в тех случаях, когда одно
сказывается о другом [привходящим образом].
|
|