Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 194

Да и необходимо, чтобы материей чего бы то ни было, значит и
сущности, было то, что таково в возможности ; соотнесенное же не есть
сущность ни в возможности, ни в действительности. Поэтому нелепо, а скорее
невозможно, считать, что не-сущность есть элемент сущности и первее ее, ибо
все [остальные] категории суть нечто последующее по отношению к сущности.
Далее, элементы не сказываются о том, элементы чего они есть , между тем
многое и немногое порознь и вместе сказываются о числе, длинное и короткое -
о линии, а плоскость может быть и широкой и узкой. Если же существует также
некое множество, о котором всегда говорится, что оно немногое, например два
(ведь если два-многое, то "одно" было бы немногим ), то должно существовать
и безусловно многое, как, например, десятка есть многое, а именно если нет
числа больше ее, или десять тысяч . Как же в таком случае получится число из
немногого и многого? Ведь о нем должны были бы сказываться либо то и другое,
либо ни одно из них; между тем здесь сказывается только одно из двух.



ГЛАВА ВТОРАЯ



И вообще надо рассмотреть, может ли вечное складываться из элементов.
Если может, оно будет иметь материю, ибо все, что состоит из элементов,
сложно. Стало быть, если все состоящее из элементов необходимо должно
возникнуть из них (вечно ли оно или оно возникшее ), а все возникающее
возникает из сущего в возможности (ведь из невозможного оно не возникло бы и
не могло бы из него состоять), сущее же в возможности может и стать и не
стать действительным, то, сколь бы ни было вечно число или что угодно
другое, имеющее материю, оно может и не быть, так же как может и не быть то,
что существует один день, и то, что существует сколько угодно лет; а если
это так , то может не быть и то, время существования чего не имеет предела.
Значит, оно не будет вечным, раз не вечно то, что может не быть, как нам
довелось это показать в других рассуждениях . Если сущему и единому, ни их
отрицание, а есть такого же рода сущее, как суть вещи и качество ее.

При этом надо было бы исследовать и то, каким образом соотнесенное
множественно, а не только едино; они же исследуют, как возможны многие
единицы помимо первого единого, но, как возможно много неравного помимо
неравного [как такового], они не исследуют. И однако, они в своих
рассуждениях пользуются [множественностью неравного] и говорят о большом и
малом, многом и не многом, откуда числа, о длинном и коротком, откуда линия,
о широком и узком, откуда плоскость, о высоком и низком, откуда имеющее
объем, а также указывают еще больше видов соотнесенного. Так в чем причина
того, что этих видов много?

Итак, необходимо, как мы говорим, предположить для каждой отдельной
вещи сущее в возможности. А излагавший это учение кроме этого показал, что
такое в возможности определенное нечто и сущность, но не как само по себе
сущее, а именно что это отношение (как если бы он назвал качество), которое
не есть ни единое или сущее в возможности, ни отрицание единого или сущего,
а есть нечто одно из существующего; и если он искал, как возможна
множественность вещей, то гораздо больше необходимо было, как уже сказано,
исследовать не только то, что относится к той же категории, - как возможно
много сущностей или много качеств, но и каким образом множественно
существующее вообще: ведь одно сущее - это сущности, другое - свойства,
третье - соотнесенное.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz