Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 158

А что идущее подряд есть при этом первое - это
ясно (ибо не все идущее подряд соприкасается, но все соприкасающееся идет
подряд, и если нечто непрерывно, оно соприкасается [с другим] [14] но если
соприкасается, то это еще не значит, что оно непрерывно; а там, где нет
прикасания, нет сращенности). Поэтому точка - не то же самое, что единица,
ибо точкам свойственно соприкасаться, а единицам нет, они лишь идут подряд;
и между [двумя] точками бывает что-то в промежутке [15], а между [двумя]
единицами нет.



* КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ *




ГЛАВА ПЕРВАЯ



Предмет настоящего рассмотрения - сущность, ибо мы ищем начала и
причины сущностей. И если все в совокупности есть как бы некоторое целое, то
сущность есть первая часть его; а если все в совокупности рассматривать как
последовательный ряд то и в этом случае сущность - первое, затем следует
качество, потом - количество. Тем более что остальное, вообще говоря,
не сущее [в собственном смысле], а качества и движения, или такое же
сущее, как "не-белое" и "непрямое"; по крайней мере мы о них говорим, что
они есть, например "есть нечто не-белое". А кроме того, из остального ничто
не существует отдельно. И древние своими делами подтверждают это, ибо они
искали начала, элементы и причины сущности. Нынешние философы скорее
признают сущностью общее (ибо роды - это общее, а роды, по их мнению, в
большей мере начала и сущности; ведь они ищут, исходя из определений);
древние, напротив, считали сущностями единичное, например огонь и землю, а
не общее им - тело.

Имеется три вида сущностей: прежде всего воспринимаемые чувствами; из
них одни - вечные, другие - преходящие, признаваемые всеми (например,
растения и животные), и для таких сущностей надлежит указать их элементы -
либо один, либо несколько. Далее, сущности неподвижные; о них некоторые
утверждают, что они существуют отдельно, причем одни делят их на два рода,
другие видят в эйдосах и математических предметах сущность одной природы,
третьи признают из них только математические предметы. Чувственно
воспринимаемые сущности составляют предмет учения о природе (ибо им
свойственно движение), а с неподвижными имеет дело другая наука, поскольку у
них нет начала, общего с первыми.

Сущность, воспринимаемая чувствами, подвержена изменению. Если же
изменение исходит от противолежащего одно другому или от промежуточного, но
не от всякого противолежащего (ведь и голос есть не-белое), а от
противоположного одно другому, то должен быть какой-то субстрат, который
изменяется в противоположное состояние, ибо противоположное [как таковое] не
подвержено изменению.



ГЛАВА ВТОРАЯ



Кроме того, [при изменении] есть нечто постоянно пребывающее,
противоположное же не пребывает постоянно, значит, существует нечто третье
помимо противоположностей, а именно материя . Если же видов изменений четыре
- или сути, или качества, или количества, или в отношении "где", а изменение
определенного нечто есть возникновение и уничтожение в безотносительном
смысле, изменение количества - рост и убыль, изменение состояния -
превращение, изменение места - перемещение, то каждое из этих изменений есть
переход в соответствующую противоположность.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz