|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 158 |
А что идущее подряд есть при этом первое - это
ясно (ибо не все идущее подряд соприкасается, но все соприкасающееся идет
подряд, и если нечто непрерывно, оно соприкасается [с другим] [14] но если
соприкасается, то это еще не значит, что оно непрерывно; а там, где нет
прикасания, нет сращенности). Поэтому точка - не то же самое, что единица,
ибо точкам свойственно соприкасаться, а единицам нет, они лишь идут подряд;
и между [двумя] точками бывает что-то в промежутке [15], а между [двумя]
единицами нет.
* КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ *
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Предмет настоящего рассмотрения - сущность, ибо мы ищем начала и
причины сущностей. И если все в совокупности есть как бы некоторое целое, то
сущность есть первая часть его; а если все в совокупности рассматривать как
последовательный ряд то и в этом случае сущность - первое, затем следует
качество, потом - количество. Тем более что остальное, вообще говоря,
не сущее [в собственном смысле], а качества и движения, или такое же
сущее, как "не-белое" и "непрямое"; по крайней мере мы о них говорим, что
они есть, например "есть нечто не-белое". А кроме того, из остального ничто
не существует отдельно. И древние своими делами подтверждают это, ибо они
искали начала, элементы и причины сущности. Нынешние философы скорее
признают сущностью общее (ибо роды - это общее, а роды, по их мнению, в
большей мере начала и сущности; ведь они ищут, исходя из определений);
древние, напротив, считали сущностями единичное, например огонь и землю, а
не общее им - тело.
Имеется три вида сущностей: прежде всего воспринимаемые чувствами; из
них одни - вечные, другие - преходящие, признаваемые всеми (например,
растения и животные), и для таких сущностей надлежит указать их элементы -
либо один, либо несколько. Далее, сущности неподвижные; о них некоторые
утверждают, что они существуют отдельно, причем одни делят их на два рода,
другие видят в эйдосах и математических предметах сущность одной природы,
третьи признают из них только математические предметы. Чувственно
воспринимаемые сущности составляют предмет учения о природе (ибо им
свойственно движение), а с неподвижными имеет дело другая наука, поскольку у
них нет начала, общего с первыми.
Сущность, воспринимаемая чувствами, подвержена изменению. Если же
изменение исходит от противолежащего одно другому или от промежуточного, но
не от всякого противолежащего (ведь и голос есть не-белое), а от
противоположного одно другому, то должен быть какой-то субстрат, который
изменяется в противоположное состояние, ибо противоположное [как таковое] не
подвержено изменению.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Кроме того, [при изменении] есть нечто постоянно пребывающее,
противоположное же не пребывает постоянно, значит, существует нечто третье
помимо противоположностей, а именно материя . Если же видов изменений четыре
- или сути, или качества, или количества, или в отношении "где", а изменение
определенного нечто есть возникновение и уничтожение в безотносительном
смысле, изменение количества - рост и убыль, изменение состояния -
превращение, изменение места - перемещение, то каждое из этих изменений есть
переход в соответствующую противоположность.
|
|