Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 93

Очевидно, таким
образом, что форма (или как бы ни называли образ в чувственно воспринимаемой
вещи) так же не становится и не возникает, равно как не возникает суть бытия
вещи (ибо форма есть то, что возникает е другом либо через искусство, либо
от природы, либо той или иной способностью). А то, что делает человек,-это
медный шар, ибо он делает его из меди и шара [как фигуры]: он придает форму
вот этой меди, и получается медный шар. Если бы имело место возникновение
бытия шаром вообще, то [и здесь] одно должно было бы возникать из другого,
ибо возникающее всегда должно быть делимым, и одно будет вот это, другое -
то, а именно одно - материя, другое - форма. Если поэтому шар есть фигура,
[все точки поверхности] которой одинаково отстоят от срединной точки, то это
будет, с одной стороны, то, что объемлет создаваемое, с другой - объемлемое
им, а целое будет то, что возникло,-таков, например, медный шар. Итак, из
сказанного очевидно, что то, что обозначено как форма или сущность, не
возникает, а возникает сочетание, получающее от нее свое наименование, и что
во всем возникающем есть материя, так что одно [в нем] есть материя, а
другое - форма.

Так вот, существует ли какой-нибудь шар помимо вот этих отдельных шаров
или дом помимо [сделанных из] кирпичей? Или же [надо считать, что] если бы
это было так, то определенное нечто никогда бы и не возникло. А [формат]
означает "такое-то", а не определенное "вот это"; делают же и производят из
"вот этого" "такое-то", и, когда вещь произведена, она такое-то нечто (tode
loionde). А "вот это" целое, Каллий или Сократ, существует так же, как "вот
этот медный шар", тогда как человек и живое существо - как медный шар
вообще. Поэтому очевидно, что "формы как причина" - некоторые обычно так
обозначают Эйдосы, - если такие существуют помимо единичных вещей, не имеют
никакого значения для какого-либо возникновения и для сущностей и что по
крайней мере не на этом основании они сущности, существующие сами по себе. В
некоторых случаях совершенно очевидно, что рождающее таково же, как и
рождаемое, однако не то же самое и составляет с ним одно не по числу, а по
виду, как, например, у природных вещей (ведь человек рождает человека),
разве только возникает что-то вопреки природе, как, например, когда конь
рождает мула (впрочем, и здесь дело обстоит сходным образом: то, что могло
бы быть общим для коня и для осла как ближайший к ним род, не имеет
наименования, но этот общий род был бы, можно сказать, и тем и другим, и
именно таков мул). Поэтому очевидно, что нет никакой надобности полагать
Эйдос как образец (ведь Эйдосы скорее всего можно было бы искать именно в
этой области, ибо природные вещи - сущности в наибольшей мере); достаточно,
чтобы порождающее создавало и было причиной [осуществления] формы в материи.
А целое - это уже такая-то форма в этой вот плоти и кости, Каллий и Сократ;
и они различны по материи (ведь она у них различная), но одно и то же по
виду, ибо вид неделим.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz