|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 93 |
Очевидно, таким
образом, что форма (или как бы ни называли образ в чувственно воспринимаемой
вещи) так же не становится и не возникает, равно как не возникает суть бытия
вещи (ибо форма есть то, что возникает е другом либо через искусство, либо
от природы, либо той или иной способностью). А то, что делает человек,-это
медный шар, ибо он делает его из меди и шара [как фигуры]: он придает форму
вот этой меди, и получается медный шар. Если бы имело место возникновение
бытия шаром вообще, то [и здесь] одно должно было бы возникать из другого,
ибо возникающее всегда должно быть делимым, и одно будет вот это, другое -
то, а именно одно - материя, другое - форма. Если поэтому шар есть фигура,
[все точки поверхности] которой одинаково отстоят от срединной точки, то это
будет, с одной стороны, то, что объемлет создаваемое, с другой - объемлемое
им, а целое будет то, что возникло,-таков, например, медный шар. Итак, из
сказанного очевидно, что то, что обозначено как форма или сущность, не
возникает, а возникает сочетание, получающее от нее свое наименование, и что
во всем возникающем есть материя, так что одно [в нем] есть материя, а
другое - форма.
Так вот, существует ли какой-нибудь шар помимо вот этих отдельных шаров
или дом помимо [сделанных из] кирпичей? Или же [надо считать, что] если бы
это было так, то определенное нечто никогда бы и не возникло. А [формат]
означает "такое-то", а не определенное "вот это"; делают же и производят из
"вот этого" "такое-то", и, когда вещь произведена, она такое-то нечто (tode
loionde). А "вот это" целое, Каллий или Сократ, существует так же, как "вот
этот медный шар", тогда как человек и живое существо - как медный шар
вообще. Поэтому очевидно, что "формы как причина" - некоторые обычно так
обозначают Эйдосы, - если такие существуют помимо единичных вещей, не имеют
никакого значения для какого-либо возникновения и для сущностей и что по
крайней мере не на этом основании они сущности, существующие сами по себе. В
некоторых случаях совершенно очевидно, что рождающее таково же, как и
рождаемое, однако не то же самое и составляет с ним одно не по числу, а по
виду, как, например, у природных вещей (ведь человек рождает человека),
разве только возникает что-то вопреки природе, как, например, когда конь
рождает мула (впрочем, и здесь дело обстоит сходным образом: то, что могло
бы быть общим для коня и для осла как ближайший к ним род, не имеет
наименования, но этот общий род был бы, можно сказать, и тем и другим, и
именно таков мул). Поэтому очевидно, что нет никакой надобности полагать
Эйдос как образец (ведь Эйдосы скорее всего можно было бы искать именно в
этой области, ибо природные вещи - сущности в наибольшей мере); достаточно,
чтобы порождающее создавало и было причиной [осуществления] формы в материи.
А целое - это уже такая-то форма в этой вот плоти и кости, Каллий и Сократ;
и они различны по материи (ведь она у них различная), но одно и то же по
виду, ибо вид неделим.
|
|