|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 146 |
И вообще не имеет смысла судить об истине на том основании, что
окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же
состоянии. Ибо в поисках истины необходимо отправляться от того, что всегда
находится в одном и том же состоянии и не подвергается никакому изменению. А
таковы небесные тела: они ведь не кажутся то такими, то иными, а всегда
одними и теми же и не причастными никакому изменению.
Далее, если существует движение и нечто движущееся, а все движется от
чего-то и к чему-то, то движущееся должно быть в том, от чего оно будет
двигаться, и [затем] не быть в нем, двигаться к другому и оказываться в нем,
а противоречащее этому не может быть [в то же время] истинным вопреки их
мнению.- Кроме того, если в отношении количества все окружающее нас
непрерывно течет и движется и кто-то полагал бы, что это так, хотя это и
неверно, почему не считать все окружающее нас неизменным в отношении
качества? Мнение о том, что об одном и том же можно высказывать
противоречащие друг другу утверждения, основывается больше всего,
по-видимому, на предположении, что количество у тел не остается неизменным,
поскольку-де одно и то же имеет четыре локтя в длину и не имеет их. Однако
сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу, тогда
как количество - неопределенную.
Далее, почему, когда врачеватель предписывает принять вот эту пищу, они
принимают ее? В самом деле, почему это скорее хлеб, нежели не хлеб? Так что
не должно было бы быть никакой разницы съесть его или не съесть. Однако
они принимают эту пищу, тем самым полагая, что это соответствует истине, т.
е. что предписанное им есть пища. Между тем им нельзя было бы так поступать,
если никакая сущность (physis) в чувственно воспринимаемом не остается той
же, а всякая сущность всегда находится в движении и течет далее, если мы
всегда изменяемся и никогда не остаемся теми же, то что же удивительного в
том, что вещи нам никогда не кажутся одними и теми же, как это бывает у
больных? Ведь и больным, поскольку они находятся не в таком же состоянии, в
каком они находились тогда, когда были здоровы, не одинаковыми кажутся
предметы чувственного восприятия, причем сами чувственно воспринимаемые вещи
из-за этой причины не причастны каким-либо изменениям, но ощущения они
вызывают у больных другие, а не те же. Так вот, таким же образом, пожалуй,
должно обстоять. дело и тогда, когда происходит указанное изменение [4] Если
же мы не меняемся, а продолжаем оставаться теми же, то значит, есть нечто
неизменное.
Возражая тем, у кого указанные затруднения вызваны словесным спором [5]
не легко эти затруднения устранить, если они не выставляют определенного
положения, для которого они уже не требуют обоснования. Ведь только так
получается всякое рассуждение и всякое доказательство, ибо если они не
выставляют никакого пополнения, они делают невозможным обмен мнениями и
рассуждение вообще.
|
|