Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 101



Если же род вообще не существует помимо видов как видов рода или если
существует, но как материя (ведь звук, например, - это род и материя, а
видовые отличия образуют из него виды-элементы речи), то ясно, что
определение есть обозначение, образуемое из видовых отличий.

При этом, однако, необходимо разделить видовое отличие на его видовые
отличия, например видовое отличие "живого существа"-"имеющее ноги": у
"живого существа, имеющего ноги", видовое отличие должно опять делить именно
как имеющее ноги, поэтому не следует говорить, что из того, что имеет ноги,
одно - покрытое перьями, другое - бесперое, если говорить правильно (только
по неспособности человек будет делать это), а следует говорить, что одно - с
расщепленными на пальцах ступнями, другое - с нерасщепленными, ибо это
видовые отличия ноги: расщепленность ступни на пальцы есть некоторого вида
обладание ногами. И так всегда стремятся идти дальше, пока не приходят к
видовым отличиям, не имеющим уже видовых отличий. А тогда будет столько
видов ноги, сколько видовых отличий, и число видов живых существ, имеющих
ноги, будет равно числу видовых отличий. Если поэтому здесь дело обстоит
таким именно образом, то ясно, что последнее видовое отличие будет сущностью
вещи и ее определением, раз не следует, давая определения, несколько раз
повторять одно и то же; это ведь излишне. Между тем такое повторение
допускают, если сказать "двуногое живое существо, имеющее ноги"; это все
равно что сказать "живое существо, имеющее ноги, имеющее две ноги"; а если и
это отличие делить подходящим для него делением, то одно и то же будет
повторено несколько раз - столько же, сколько будет видовых отличий.

Итак, если видовое отличие разделить на его видовые отличия, то одно из
них - последнее - будет формой и сущностью; если же его делят привходящим
образом (например, если то, что имеет ноги, подразделяют на белое и черное),
то видовых отличий будет столько, сколько будет делений. Поэтому очевидно,
что определение есть обозначение, образуемое из видовых отличий, и притом -
если деление правильное - из последнего из них. Это стало бы ясным, если
переставить такого рода определения, например определение человека, и
сказать, что человек - это "двуногое живое существо, имеющее ноги"; излишне
говорить "имеющее ноги", если сказано "двуногое". Между тем определенного
расположения внутри сущности вещи нет: как же здесь считать одно
последующим, другое предшествующим? Относительно опирающихся на деление
определений - каковы они - пусть будет на первых порах достаточно
сказанного.




ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ



А так как предмет настоящего исследования - сущность, то вернемся к ней
снова. Так же как субстрат, суть бытия вещи и сочетание их называются
сущностью, так и общее. Что касается первых двух, то о них мы уже говорили
(а именно о сути бытия вещи и о субстрате, о котором мы сказали, что он
лежит в основе двояким образом: или как существующее определенное нечто -
подобно тому как живое существо есть носитель своих свойств, - или так, как
материя есть носитель энтелехии).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz